Ровно месяц назад, как я уже рассказывала дорогим френдам, мне посчастливилось сломать ногу - две лодыжки и большая берцовая кость со смещением, подвывихом и осколком. Мне сделали операцию, вставили титан и закатали в гипс. Передвигаюсь я либо на костылях на очень короткие расстояния (20-50 метров и ступеньки, но не больше 2-3 ступенек. костылями я владею крайне плохо), либо на инвалидной коляске. Я не планировала никаких поездок дальше больницы в таком состоянии, однако обстоятельства сложились иначе и нам пришлось совершить полет на самолете по маршруту Москва-Краснодар-Москва на похороны.
Билеты покупали за день до полета, один билет в одну сторону - в районе 5 т.р.
Я заранее позвонила в авиакомпанию, объяснила свою ситуацию, мне сказали, что для меня забронируют заранее место с бОльшим расстоянием до сидения передо мной, выяснили, какая нога сломана, чтобы забронировать наиболее удобное место. Сказали, что на стойку регистрации все передадут и все будет ок.
Вылет (и далее прилет обратно) был из аэропорта Домодедово.
(Обстоятельства сложились так, что в мае Пете уже пришлось воспользоваться услугами для инвалидов при авиаперевозках, когда он перевозил из Краснодара в Москву свою маму. Мама на тот момент перенесла серьезный удар и плохо ходила. Поэтому в Краснодаре ей сразу же предложили через медпункт оформить доставку себя на борт самолета с помощью амбулифта. Это специальная машина с платформой, куда из медпункта закатывается безо всяких проблем инвалидная коляска и далее доставляется на борт самолета. По прилете в Домодедово оказалось, что в таком большом международном аэропорту амбулифт конечно тоже есть, но только один на все рейсы, и внутренние авиаперевозки тут явно не в приоритете. Никакого амбулифта они не дождались и хрупкую маму сносили на руках в кресле сотрудники аэропорта.)
В этот раз мы надеялись, что ситуация в Домодедово как-то изменится, тем более, что 14 июля 2012 года пресс-служба Домодедова распространила по всем СМИ
новость о том, что аэропорт таки закупил уже целых 3 амбулифта и всячески теперь заботится об инвалидах. (Еще в пресс-релизе было сказано, что для путешественников категории VIP введены в эксплуатацию новые микроавтобусы Mercedes-Benz Sprinter, каждый из которых может вместить 5 инвалидных колясок. Два из них оборудованы специальной площадкой с электроприводом для заезда. Достаточно интересно, что только VIP инвалиды могут рассчитывать на такой уровень сервиса).
Когда мы приехали на регистрацию в Домодедово, выяснилось, что сотруднице авиакомпании никаких указаний про мое место передано не было. Она зарегистрировала нас в 27 ряду из 28. Далее мы оформились через медпункт, сотрудники которого ясно дали мне понять, что я им всю жизнь испортила своей ногой. В частности, у меня стали требовать выписки из больницы. Я думала о том, что их могут спросить, но выписки у меня не было, поскольку я нахожусь на лечении и не выписана. Сотрудница медпункта в достаточно невежливой форме поставила под сомнение мои слова. Ей было очевидно, что я вру.
После оформления мы прошли процедуру досмотра и далее пришел сотрудник аэропорта, ответственный за доставку меня на борт самолета. Судя по выражению его лица и манере общаться, в случае с ним я испортила жизнь не только ему, но и всей его семье до 5-го колена. Я была готова провалиться сквозь землю со своей ногой. И как только я посмела ее сломать и еще хотеть куда-то лететь в таком виде.
Меня выкатили из здания аэропорта, и поскольку VIP клиентом я ни по каким параметрам не являюсь, стали грузить в маршрутку по старинке. Пересадили на спец. кресло без поручней с ремнями, которыми пристегнули крест на крест. И стали затаскивать в дверь маршрутки. Помимо этого сотрудника был еще один + им помогал мой муж и наш друг, с которым мы летели. Процедура, честно говоря, довольно унизительная и небезопасная.
Мы доехали до самолета. Дальше в том же составе меня на руках тащили по трапу на борт. Втащили в нос самолета. После чего через весь самолет сотрудник тащил меня в этом кресле на наш 27 ряд. Расстояние между рядами в этом аэробусе было узким и бедрами я билась об ручки кресел по 26 раз на каждое бедро. Синяки до сих пор еще не сошли.
Вскоре после этого привезли трап к хвосту самолета для обычных пассажиров и до сих пор для меня остается загадкой, почему нельзя было поднять меня по нему, учитывая наши места.
В самолете бортпроводницы сказали, что за более просторное место, если мы его хотели, нам нужно было доплатить на регистрации. Мы бы и доплатили, если бы кто-то об этом сказал.
Хорошо, что лететь было недолго, всего 1,5 часа. Сломанную ногу вообще нужно держать горизонтально. От того, что она опущена вниз, очень сильно нарастает отек.
Краснодарский аэропорт оказался раем по сравнению с Домодедово. Во-первых, я там чудесным образом никому не испортила жизнь. Ко мне подошел сотрудник аэропорта, без кривизны на лице помог пересесть на спец. кресло, подъехал амбулифт, куда меня закатили и довезли до мед.пункта. Там врач с нормальным, человеческим выражением лица оформила меня, дала ключ от туалета для инвалидов (это, кстати, отдельная тема. Туалет для инвалидов в Домодедово видимо создан с концепцией о том, что инвалидам терять уже нечего и мыть его не стоит. В Краснодаре туалет прекрасно оборудован и стерильно вымыт).
На обратном пути ситуация была практически аналогичной. В Краснодаре все было прекрасно. При этом на регистрации мне сразу предложили место с расширенным расстоянием для ног. Без всяких доплат.
Когда мы сели в самолет, то первым делом обратились к бортпроводникам с просьбой сообщить, что по прилете нам потребуется амбулифт. Они сказали, что все будет сделано.
По прилете оказалось, что амбулифт, конечно, занят и никак не может приехать. К нам вышел сотрудник, отвечающий за погрузку инвалидов - очень юный мальчик. Вежливый, приятный, но совершенно не компетентный. Он не знал, как быть со мной. Сказал, что амбулифт в аэропорту один и предназначен сейчас для туриста из Японии. Десять раз спросил, не могу ли я как-нибудь чудесным образом спуститься сама. Ситуация была такая: мы сидим, говорим, что подождем амбулифт, столько, сколько потребуется. Из-за такой задержки бортпроводники не могут покинуть самолет и его не могут отогнать с парковки. Все сидят и смотрят на нас. Мы мешаем и задерживаем. Я уже собираюсь идти на костылях по трапу. (С костылей я уже один раз падала, после чего у меня и произошло смещение и возникла потребность в операции. И мне страшно на них идти).
В результате мальчик все-таки решился сносить на руках, вчетвером меня снесли. В маршрутку он меня сам грузить не стал, спросил, могу ли я сама забраться. Ну, это легко представить. Я в кресле, с одной рабочей ногой. И нужно залезть в типичную маршрутку с очень высокой ступенькой. Это было непросто, но я забралась. Обратно тоже сама слезала, при этом мне пришлось сесть на грязный пол маршрутки, чтобы смочь вылезти.
Когда мы вышли из маршрутки, как раз увидели пресловутый амбулифт. В нем были инвалиды, и места там еще было полно, и он вполне мог подъехать за мной. Никаких технических проблем тут не было. Просто никто не хотел заморачиваться.
Так мы вернулись в Москву.
Итог такой: в аэропорту Домодедово инвалиды международных рейсов безусловно приоритетны по сравнению со внутренними рейсами. Туриста из Японии важнее перевезти с комфортом, чем соотечественника. Если инвалид не способен к самостояльному передвижению, ему приходится полагаться на достаточно сомнительную во многих случаях компетенцию и просто физическую силу сотрудника аэропорта. Сотрудники, отвечающие за доставку инвалидов на борт, легко могут уронить кресло или ударить его (при погрузке меня в маршрутку при вылете так и было, мое кресло ударили довольно сильно и нога потом долго болела). В моем случае мне повезло, что меня сопровождали двое физически крепких мужчин, которые помогали и как-то контролировали процесс. Если бы я ехала, скажем, с мамой или одна - не очень представляю себе, как бы все было. Собственно, видимо поэтому в России инвалиды в основном сидят по домам.
От поездки остались смешанные чувства. С одной стороны, мне безусловно помогали. С другой, в московском аэропорту мне всю дорогу туда и обратно хотелось провалиться сквозь землю от отношения персонала ко мне и моей проблеме. Я понимаю, что у них, в отличие от Краснодара, большой поток, и наверное много инвалидов, и они не обязаны проявлять ко мне участие и понимание. Они погрузили-выгрузили, не уронили, я прилетела куда надо. Но что-то мне подсказывает, что все-таки так быть не должно.