Пословица «Не ошибается тот, кто ничего не делает» знакома нам со школьной скамьи. Вот только на уроках нас не учили применять ее на практике. Скорее наоборот: все наши огрехи старательно перечеркивались красной пастой, за них мы получали плохие отметки и нагоняй от учителей и родителей. Школьное образование всеми доступными средствами пытается довести до неокрепшего детского сознания мысль, что ошибаться - это плохо, постыдно и непростительно, а человек, допустивший оплошность, вряд ли достоин уважения.
Наша постсоветская, недоразвалившаяся система образования и вовсе пропагандирует то, что главное - чтоб твои ошибки попросту не заметили, а подарив директору телевизор или кухонный комбайн можно и золотую медаль получить, особо не напрягаясь. В этом еще могут помочь родственные связи с преподавательским составом.
В итоге, на выходе из школы мы вместе с медалями, цветами и аттестатами, получаем целый набор комплексов: отличника, двоечника или, самое ужасное, ударника. Отличники потом всю жизнь не могут смириться с тем, что они не лучше всех на свете и что в жизни невозможно получить круглые пятерки по всем предметам, из-за чего часто страдают сами или заставляют страдать своих близких. Двоечники из-за недостатка внимания и уважения от взрослых всеми силами пытаются заслужить одобрение сверстников или старших товарищей, которое зачастую достигается отнюдь не благовоспитанными методами. Таким путем, если он не приводит их в могилу или тюрьму, они получают неоценимый жизненный опыт, благодаря которому перестают бояться многого, в том числе и своих ошибок, что иногда помогает им добиваться немалых успехов. Ударники же всегда находятся на пограничных позициях: они недостаточно хороши, чтобы заслужиться полноценное уважение учителей, но и недостаточно плохи, чтобы стать грозой и авторитетом для сверстников.
Не берусь судить всех под одну гребенку и, разумеется, помимо школы есть еще много факторов влияющих на формирование личности, но все же, как часто мы не делаем самых важных шагов в жизни именно из-за страха совершить ошибку, подспудно боясь красной пасты в дневнике и того, что родителей вызовут в школу. Но никто никого и никуда уже не вызовет, а главной ошибкой может стать лишь наша бездеятельность.