Фестиваль мчится в каком-то бешеном темпе. Сегодня мой мозг осилил две встречи и два фильма. На остальное не хватило душевных сил и физического времени.
Утро началось со встречи с британским кинокритиком Иеном Смитом. Сначала он говорил о каких-то общих вещах, основная идея которых сводилась к уже набившему оскомину вопросу: нужны ли сегодня профессиональные критики, если есть блогеры? Затем разговор приобрел более интересный оттенок: мистер Смит начал приводить конкретные примеры фильмов и рецензий на них из своей практики и своих коллег. Он также рассказал об интересном принципе условного деления фильмов на 6-ти часовые и 9-ти часовые. Согласно этой полушуточной теории, в шесть часов вечера стоит смотреть фильмы, которые оставляют глубокое впечатление, которые потом хочется обсуждать с друзьями и обдумывать. А вот 9-ти часовые фильмы мы смотрим уже в конце дня, когда хочется глянуть чего-то необременительного и спокойно лечь спать. Вообще, Иен Смит много интересного рассказал. Завтра будет вторая часть лекции. Обещали обсуждать Хичкока.
Еще одной интересной встречей дня стала лекция Питера Гринуэя для слушателей Летней киношколы. Немалую часть встречи режиссер повторял уже высказанные на вчерашней пресс-конференции сентенции про то, что кино умерло и грядет новая эра, когда мы наконец поймем, каким же на самом деле должно быть кино. Взгляды и позиции мистера Гринуэя безусловно ценны и интересны. Особенно мне импонирует его идея про нашу тотальную визуальную безграмотность и про то, что в мировой системе образования и культуры слишком мало внимания уделяется визуальным практикам (рисованию, архитектуре, дизайну). И все же самым ценным в мастер-классе стала наглядная демонстрация новых форм аудио-визуального выражения художественной мысли и, соответственно, иллюстрация к словам оратора. Посмотрите при
возможности -
Сегодня также удалось глянуть еще два конкурсных фильма - ирландский "Кукольный дом" и швейцарский "Песочный человек". Про первый даже и говорить не хочется. Сначала он хранил интригу, был динамичным и непонятным, и оттого даже симпатичным. Но в какой-то момент возникает стойкое ощущение, что интрига затянулась, а динамика все больше похожа на белку в колесе, что бегает по кругу. К концу фильма все это надоедает, а в какой-то момент, близкий к развязке (если так можно назвать финал этого творения) становится просто физически плохо от того, что происходит на экране. Не колеблясь, разорвала двойку на анкете зрительского голосования.
Иное дело - "Песочный человек". Это невероятный фильм, главный герой которого неожиданно для себя превращается в мифического персонажа западноевропейских народных преданий - песочного человека. Он даже и не думает ни о каких мифических персонажах, просто в один прекрасный день с него начинает сыпаться песок, усыпляющий людей. Сначала немного, почти незаметно, а к концу фильма вся квартира героя похожа на дюны Намибии. Со временем становится понятно, что песок появляется лишь тогда, когда главный герой врет. В итоге вся эта "песчаная буря" превращается в историю любви. Однако, как по мне, так не только про любовь этот чудесный фильм. Эта картина про то, как мы ежедневно хороним себя под тоннами бессмысленной и мелочной лжи, которая призвана обмануть отнюдь не окружающих, а лишь нас самих. И хотя "Песочный человек" фильм очень добрый и смешной, его, если так можно выразиться, подсмыслы не дают мне покоя. Еще одна 5 в программе.