Виктор Васнецов (1848-1926)

Jan 10, 2013 00:10


В череде соборов и монастырей, что стали немыми свидетелями нашего шабутного паломничества по Киеву, ярчайшей звездой в
моем сердце остался Владимирский Собор. Наимасштабнейшие росписи, поражающие причудливыми орнаментами, при всей пышности и затейливости для церковного убранства  весьма гармоничны и приятны взору  . И честно сказать, был момент, когда слезы того гляди чуть не навернулись от некого щемящего восторга. От такая я трепетная душа.

Всю эту чарующую красотень явили миру следующие творцы: В.Васнецов (ожидаемо;), В.Котабринский (внезапно и приятно удивило его здесь присутствие), М.Нестеров (тоже заранее изучила его вклад в данный проект) и еще несколько мастеров, включая А.Прахова, под чьим руководством шла работа более 10 лет.

А! Пардон, еще же Врубель) но весьма незначительно, т.к. по личным мотивам бОльшая часть его эскизом была отвергнуты Праховым в пользу васнецовских.
Как ни крути, а ключевой фигурой в контексте Владимирского собора является Виктор Васнецов, бо на его долю пришлось
4 тысячи м2 росписи, включая 15 композиций и 30 отдельных фигур, что более чем повод сейчас
коснуться ненавязчиво творчества этого художника)

Васнецов лично для меня интересен тем, что по сути является основоположником русского модерна, до него особо никто
столь самобытно и самоотверженно не обращался к теме седой древности народного фольклора и традиций.
Тут речь не только за живопись, но и за его архитектурные подвиги, начиная от Избы на курьих лапах в Абрамцево, заканчивая фасадом Третьяковки и личной резиденции-терема в стиле древнерусской старины в Васнецовском переулке.

Оформлял декорации для "Снегурочки" на сцене у Мамонтова там же в Абрамцево, также являлся членом Товарищества Передвижников.
Ваяния Васнецова во Владимирском соборе - это по сути попытка связать народно-фантастический элемент с церковным каноном, как писал Маковский: "Васнецов, соединив народный сказочный элемент с древними формами, вдохнул в византийское искусство новую жизнь."
И критики трагичничают  вокруг того обстоятельства, что Васнецов на свой весьма сентиментальный, сказочный и не перегруженный  драматизмом лад византийскую тематику переначил. Имхо, в этом то весь сок и состоит)

Тот же А. Бенуа в своем очерке о русской живописи нехило прикладывает Васнецова за фальшивость образов, дешевую манерность  и вобще слабый рисуно (это ему повезло, он до глазуновский шедевров не дожил).
Тем не менее, моя позиция..да и не только моя), что Васнецов молодчинка невероятный, поэт и романтик,
пусть и без живописных откровений, по версии того же Маковского, зато учуял, упорно и идейно развивал преданную забвению
золотую жилу народного настроения или, как тоже где-то красиво сказали, "русского экзотизма".



До "Снегурочки" фрески из Владимирского:

Основной купол



Крещение Руси


Страшный суд


Крещение Владимира









Немного сказочной тематики)














передвижники, 20 в., россия, 19 в.

Previous post Next post
Up