Для того чтобы понять дух Флоренции нужно за несколько дней обойти 10-15 музеев, дворцов, базилик, монастырей. Только тогда можно понять почему город является одной из мировых столиц искусств. С Венецией все наоборот. Это просто музей под открытым небом и здесь музеи и дворцы лишь дополнение к безумной нереальности города. Здесь нужно просто гулять и наслаждаться видами, которых больше нигде не встретишь.
Венеция получила свое название от племени венетов, живших в этих местах во времена античности. Но сам город образовался лишь в 8 веке. Наивысшего развития достиг в 11-15 веках. Венеция сыграла большую роль в истории крестовых походов и падение Византии в 1204 году стало одной из причин ее возвышения.
Исторический центр Венеции расположен на 118 островах Венецианской лагуны, разделённых 150 каналами и протоками, через которые переброшено около 400 мостов. В городе запрещено движение авто и мототранспорта. Основным видом общественного транспорта является вапорето - речной трамвай.
Изначально я посещение Венеции не планировал, но поскольку в конце-концов стало понятно, что избежать использование скоростных поездов при переезде из Рима во Флоренцию избежать не получится, то мне показалось глупым находиться в двух часа от Венеции и не побывать. Но все равно ограничении времени и бюджета сказалось, поэтому на все у меня был только один день: я приехал на венецианский вокзал Санта Лючия чуть ранее 11 утра, а обратно во Флоренцию уехал около 6 вечера. Вокзал расположен очень удобно - на островной исторической части города и можно сразу без всякого дополнительного общественного транспорта гулять.
Как я уже говорил Венеция - это город музей. Даже когда рядом нет дворцов и церквей она потрясает. Узкие улочки, каналы, мосты, жилые дома - все производит неизгладимое впечатление.
Несмотря на то, что в городе просто невероятное количество туристов иногда достаточно отойти на несколько метров в сторону от основного туристического маршрута как оказываешься практически один
А за углом опять многолюдная площадь.
Ориентироваться в городе очень сложно - спасают многочисленные указатели, но они не везде. И если хочется найти какую-нибудь не самую главную церковь, то приходится очень аккуратно работать с картами. Я пользовался оффлайновым приложением с уже загруженными картами. Даже при отсутствии доступа к интернету планшет можно настроить ловить сигнал с спутников GPS.
Но проблема в том, что в Венеции почти нет традиционных улиц как таковых. Узкий переход может нырнуть в галерею вдоль канала с несколькими мостами, выскочить на многоугольную площадь выходящую на несколько улиц, некоторые из которых тупик упираются в дверь жилого дома.
В некоторых местах визуально видно, что капитальный ремонт давно не проводился. А может наоборот - для сохранения духа средневековья специально оставляют такие места. И правда - такие места придают городу особый ароматю
И при этом на каналах постоянно снуют гондолы и катера. Поскольку машин в городе нет, то даже банальные продукты в кафе доставляются именно по воде.
Забавно, Санкт-Петербург называют северной Венецией, но для меня это абсолютно разных города. Если торжественные парки, дворцы, площади Питера производят величественный столичный вид, то Венеция наоборот просто не имеет ни одного широкого проспекта или большого парка. Это не плохо. Это просто совершенно другое.
Архитектура Венеции, в отличие например от единообразной средневековой Сиены, довольно разнообразна. Несмотря на то, что основной костяк зданий здесь 11-17 веков здесь есть и готика, и византийский стиль, и ренессанс, и барокко. Все что душе угодно.
Первой целью моего похода по Венеции стал готический собор Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари 1330-1443 годов. Несмотря на довольно мрачный вид внутри он просторный и яркий. Про этот собор нужно говорить отдельно, так как здесь находится шедевр Тициана "Ассунта", а также произведения Джованни Беллини, Бартоломео и Алевизе Виварини, Донателло
После недолгих блужданий в которых мне как обычно помогли GPS и встречающиеся на каждом шагу соотечественники (огромное им человеческое спасибо!) мне удалось выйти к одному из главных символов Венеции - мосту Риальто.
Этот старейший мост через Гранд-Канал построен в 1588-91 гг. Места вокруг него мало, а туристов не то чтобы много, а очень много, поэтому долго здесь сложно находиться, но красоту и романтичность места это не умаляет.
Другим символом Венеции является площадь Сан Марко и почти все что на ней находится.
Тут, кстати, оказалась самая дорогая минералка, которую я встретил в Италии.
Доминантой площади является построенная в византийском стиле в 10-11 веках базилика Сан-Марко. Вход туда бесплатный так как это действующий собор, но по этой же причине фотографировать там нельзя. А жаль, посмотреть там есть на что - мозаики 11-13 века, золотой алтарь Пала д’Оро, сокровищница. Причем многое привезено из покоренной Византии
Наверно, именно здесь лучше ощущается могущество средневековой Венецианской республики, которая в 13 века заняла место Византийской империи в Средиземноморье.
Кампанилла (колокольня) Сан-Марко, высотой почти 100 метров в 1514 г.
Не менее величественным сооружением является Дворец Дожей. Готический дворец построенный в 1309-1424 гг. К сожалению сюда попасть не удалось - быстро его не посмотреть, а тратить несколько часов на один, пусть и уникальный музей не хотелось. Погода звала гулять.
Дож - это название должности выборной главы Венецианской республики. Во дворце заседали Большой совет и сенат, работал Верховный суд и вершила свои дела тайная полиция. О последней напоминает мост Вздохов, построенный в 1602 году в стиле барокко.
Название моста связано не со вздохами влюбленных. По мосту проводили заключенных и речь идет об их вздохах.
Часовая башня Святого Марка - постройка раннего Возрождения 1496-99 гг
Еще несколько церквей из окрестностей Сан-Марко
Базилика Сан-Дзаккерия (раннее возрождние,1458-1515), знаменитая алтарем работы Дж. Беллини. У нее дикий антитуристический график работы. Сиеста что-то вроде с 12-30 до 16.30 а находится на другом конце города от ж/д вокзала
Сан-Моизе, барокко 1668-1682 гг
Санта-Мария-деи-Мираколи. , раннее Возрождение, 1481-1489
Санта-Мария-дель-Джильо, 1681
Также с набережной у Сан-Марко открывается фантастический вид на монастырь Сан Джорджо Маджоре.
Времени оставалось еще достаточно и я пошел к еще одной важной церкви Венеции Санта-Мария делла Салюте, построенной в 17 веке в честь избавления от чумы 1630-1631, уничтожившей треть населения города. Типичное барокко, но нахождение на узком мысе напротив площади Сан-Марко также открывает отличные виды на лагуну, канал и город.
Путь к Салюте проходит недалеко от Галереи Академии - главное хранилище шедевров венецианской живописи, но время, время... Зато мост Академии (второй, построенный через Гранд-Канал) абсолютно бесплатно и без больших временных затрат позволяет насладиться видами
А это наверное один из самых классических фото
А дальше я медленно направился обратно к вокзалу. По пути все таки зашел в один из дворцов - Ка-д’Оро (готика 1425-1440) Здесь кроме внутреннего убранства (которое не впечатлило) есть отличная галерея. Но все же самое интересное это невероятно тяжело-воздушный фасад.
И опять гранд-канал
Вот еще на этот дворец хочется внимание обратить - построенный аж в 13 веке в византийском стиле Фондако-деи-Турки.
Несмотря на то, что в Венеции я провел меньше 10 часов, да и вообще не планировал туда изначально ехать город произвел неизгладимое впечатление. Возможно повезло с солнечной (хотя и прохладной по сравнению с Римом и Флоренцией) погодой или просто сказалась смена пейзажа с холмов на побережье. Не знаю, но совершенно точно могу сказать что сюда я точно хочу вернуться и уже не мимоходом, а на несколько дней.