Новосибирск. Немного Центрального и Октябрьского района. Часть 3

Sep 26, 2019 10:47

К первой части
Ко второй части

Ну и последняя часть прогулки по Новосибирску, самая короткая. Мы свернули с Красного проспекта и пошли дальше.





Итак, по Красному проспекту мы прошлись, осталось свернуть на пару-тройку боковых улиц. На заходном снимке - довольно уютная Потанинская. Скамеечка.



Затрудняюсь сказать, что это, но выглядит неплохо.



Так называемый дом Кондратюка. В этом доме под именем Александра Шаргея жил и работал знаменитый теоретик космонавтики Юрий Кондратюк. Тут он в 1929 года написал книгу «Завоевание межпланетных пространств».



Некогда, в начале 1990-х, в Новосибирск приезжала американская делегация, и Нил Армстронг хотел посмотреть, где работал Кондратюк, чьи исследования использовались для полёта к Луне. Дом, на тот момент в жутком состоянии, быстро подрихтовали и спешно свинтили из него музей Кондратюка. Сейчас какой-то очередной ремонт, каждые 10 лет проводят. Потёмкинская, короче, деревня.



Но мемориальная табличка знатная.



Конструктивизм 1933 года. Балконы напоминают бразильские фавелы.



Сталинка 1958 года.



Присмотримся. В целом, большая часть сталинок примерно вот такая.



Интересная табличка.



И менее интересная.



Управление Западно-Сибирской железной дороги. Построено в 1935 году по проекту уже встречавшегося нам дуэта ссыльного Аркадия Ширяева и безымянного Венгерова.



На другой стороне второй корпус управления. Полагаю, что под китайским керамогранитом прячется что-то 1930-х.



На этой ноте мы пойдём из Центрального района в Октябрьский. Не волнуйтесь, уже немного осталось. По Красному проспекту мы добежим до пересечения с Октябрьской магистралью и пойдём по ней.

Первое, на что я обратил внимание, был вот этот странный дом. Оказалось - памятник архитектуры, 1926 год, переход от модерна к рационалистической архитектуре. Очень интересно, какие там раньше окна были по рисунку - стеклопакеты полностью искажают облик.



Очередное каменное нэцке, на этот раз посвящённое ВОВ.



Сталинки.



Дальше по Серебренниковской есть эпический конструктивистски дом-комбинат НКВД, но я пошёл в другую сторону. Только вот снял старое симпатичное здание на углу. Это довоенный гараж-стоянка, спроектированный Виталием Масленниковым - соавтором Крячкова по Стоквартирному дому и автором главкорпуса Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта (его мы не видели). На его углу (на фото справа) был раньше питьевой фонтанчик. Ну как раньше - давным-давно. Ужасно жалко, что мы так ко всему относимся.



Порядком перестроенный спортклуб «Динамо», построенный в 1928-1933 годах.



Было так:



Чуть ли не единственное в городе по-настоящему интересное здание в стиле советского модернизма - Новосибирский Академический молодёжный театр «Глобус». Проект был составлен в 1966 году Анатолием Сабировым и Михаилом Стародубовым, строить начали в 1971-м, а сдали здание лишь в 1984-м. В общем, ТЮЗ ждал долго. Круглые окна - иллюминаторы, крыша в форме паруса.



Забавно затерялась за театром одинокая сталинка.



Конструктивистская коммуна 1932 года по Октябрьской.



Элементы украшения определяют кооператив, для которого строился дом. Этот - для «Союззолота». Сперва, кстати, их не было, здание было немножко приукрашено в 1934-м, чтобы быть менее конструктивистским.



Был конструктивизм и памятник архитектуры, стала китайская керамогранитная подделка. Это ныне здание МЧС. Формы угадываются чётко, но чем было раньше - я не нашёл.



Далее мы идём по Октябрьской магистрали, перетекающей в улицу Кирова. Вид на широченную Ипподромскую улицу и новостройки, уходящие вдаль. В Новосибирске нет кольцевой дороги, и при этом город пересечён вот такими улицами-монстрами.



Жил-был обычный райисполком (окей, здание Заксобрания НСО) в стиле советского модернизма (его остатки видны слева, там, где серое). Но однажды его решили обшить китайским белым керамогранитным профилем. Прямо поверх декоративной отделки. На весь не хватило, обшили только часть, выходящую на магистраль.



Отель «Садовая, 19». В голом поле среди стекляшек ретро-новостройка выглядит кривым зубом. При том, что построена очень качественно. Просто не там.



Внезапный памятник Тарасу Шевченко.



Могучее с виду здание - Государственная публичная научно-техническая библиотека. Спроектировано в стиле советского модернизма Анатолием Воловиком, возведено в 1960-х. Интересно, что могучее оно именно «с виду». На деле здание очень узкое - пересечь его вглубь фасада можно за несколько секунд.



От библиотеки отходит аллея Блокадников - небольшая зона, где ещё есть старые сталинки (остальной район в основном застраивался позже).



Покоцанный вход во двор. Некогда красивый.



Никак не могу привыкнуть к суровым сибирским подземным переходам с дверями (зимой они спасают, факт).



В основании аллеи - Мемориал ВОВ. Там перечислены разные организации, эвакуированные в Новосибирск из Ленинграда, от заводов до оркестров. Почитать, кстати, интерсно.



Аллея:



Очень странные лавочки - низкие и огромными щелями для жопопроваливания.



Говоря, французский балкон удобен в первую очередь тем, что он находится во Франции. Ну, не всегда.



Комплекс зданий завода радиодеталей «Оксид». Первое - центральный фасад, выходящий на Кирова. Строить завод начали в 1948 году.





В конце аллеи пересекаем Зыряновскую улицу. А мы пойдём с тобою, погуляем по трамвайным рельсам. Судя по состоянию последних, со времён Янки не поменялось ничего.



Виднеются знакомые формы. Да, это очередная гимназия 1912 года по тому самому типовому проекту Андрея Крячкова. В этом здании ныне базируется театр «Старый дом».



Наконец, мы добираемся до набережной Оби. Вы скажете - что ж так поздно, город же на реке стоит, а мы до сих пор её ни разу не видели. Всё просто: ещё до недавнего времени в Новосибирске не было вообще никакой набережной Оби. Или технические сооружения, срач и шоссе, или просто запустение. В 2017-2018 года наконец-то сделали нормальный ремонт хотя бы одной набережной - Михайловской. Собственно, к ней я и иду.

Другое дело, что добраться до неё - это подвиг. От города она отсечена могучей многополосной и жутко дымной Большевистской улицей, где царит вечная пробка и через которую нет переходов. Ну как, пара есть, где-то раз в два километра. Вот тут слева город, справа набережная.



Кое-как перебравшись по подземке на ту сторону, видим набережную.



За спиной - ТЦ «Речной вокзал», больше всего напоминающий рынок из 90-х.



Сама набережная скучновата - плитка да лавочки. Но с неё открываются неимоверные, конечно, виды на мосты через Обь.



Октябрьский мост. Открыт в 1955 году, ещё неоклассический, и это был первый вообще мост через Обь в городе. Мост известен тем, что в 1965 году под ним на реактивном самолёте нелегально пролетел лётчик-ас Валентин Привалов.





Аккуратно, но уныловато.



Хотя немного забавных штук есть. Вот гамак-скамейка в виде моста:



Чуваки из деревянных реек.



Похоже на ветроскульптуру, но поперечины жёстко закреплены. Видимо, вращается от электромотора.



Фрида сэлфится. Напомню, что в Москве такие граффити уже запрещены, можно только патриарха и маршала Жукова.



Ещё одна поделка для замочков, первая была в сквере на площади Ленина.



Самый монументальный памятник Новосибирска - пролёт Первого железнодорожного моста черз Обь. Построен он был в 1894-1897 годах по проекту инженера Николая Белелюбского. Именно то, что мост решили строить тут, определило появления Новосибирска как такового.



Всего таких пролётов было 9 - их изготовили на Воткинском заводе (Удмуртия) и привезли сюда. В 2000-х мост демонтировали. Интересно, что исторические опоры сохранены - на них теперь лежат новые (довольно уродливые) пролёты. Ну не знаю, по-моему, можно было сохранить полноценный старый мост. Хоть один пролёт есть.



Перед пролётом - памятник Александру III, при котором основали город.



Приятное на вид старинное здание управления Томским имением Алтайского округа. В первые годы Ново-Николаевска здесь решались важнейшие городские вопросы. Отреставрировано вплоть до сторожевой будки. Я думал, что там музей, но вроде как какая-то академия предпринимательства.



На этой позитивной ноте прогулку по Новосибирску я завершу. В целом город мне не понравился. Слишком автомобилизированный, никакой прогулочной и доступной среды, разрушающийся конструктивизм и однообразные советские названия улиц. Есть приятные просветы в виде отреставрированных кирпичных и деревянных зданий. Приду в другой раз, ещё погуляю, может, ещё что занятное увижу.

Оглавление путешественных заметок с фотографиями и можно посмотреть в оглавлении моего Живого Журнала

Россия, Города, Фотоотчёт

Previous post Next post
Up