Приэльбрусье, часть 5. «Бочки», «Приют 11» и попытка восхождения

May 27, 2014 14:47

К первой части
Ко второй части
К третьей части
К четвёртой части

В пятой части отчёта мы пойдём выше. Ночёвка на «Бочках», визит - в жуткую пургу - на «Приют 11», а также попытка взойти на вершину, прерванная погодой. В общем, есть что вспомнить.

В районе 3700 метров на Эльбрусе есть целых три приюта - «Бочки», «Мария» и Leaprus. «Мария» - это несколько вагончиков на 50 метров выше бочек; Leaprus - это новый крутой приют, построенный итальянцами буквально в 2013 году (мы его видели издалека) тоже чуть выше «Бочек». Но нас интересовали именно «Бочки», потому что они - часть легенды Эльбруса. Просто в 1980-х годах на высоту 3780 метров заволокли девять жилых модулей (вагонов-бытовок) ЦУБ-2М, расширили до 6 мест и сделали из них домики.





Подняться к «Бочкам» можно на кресельной канатке. Она работает не всегда, нам приходилось и на ней ездить, и пешком ходить от «Мира».



Дорога пешком выглядит так:



Сами по себе «Бочки» - это комплекс, в который, помимо цистерн-домиков входят разные вагончики, палаточные городки (очень странно в снегу выглядят), технические сооружения, раскиданные по плоской площадке на горе.





Мы провели на «Бочках» две ночи. Первую ночевали в вагончике вот такого типа:



Внутри вагончика.



Вот вид почти от нашего вагончика на «Бочки». Справа вагончик-столовая. Кормят очень вкусно, мы прямо в полном были восторге и радости.



В столовой висят рисованные карандашом портреты всяких гидов и альпинистов. Особенно доставляет второй слева портрет.



Храм экстремальной дефекации.



Дорога к «Приюту 11».



В первый вечер была удивительно хорошая погода, сменившаяся лютым нечеловеческим бураном с заносами.



Вид на кафе «Бочек».



Современное блочное кафе стоит на фундаменте явно довоенного происхождения - из неровных камней и деревянных балок. Так же построена бывшая дизель-станция 1939 года при «Приюте 11». Происхождения этого фундамента я в сети не нашёл. Это фото сделано во второй наше пребывание в «Бочках», уже буран, видимость метров 50.



Но в хорошую погоду отсюда великолепные виды.





Мы выше виденной нами в первом отчёте обсерватории Пик Терскол.



Минутка самолюбования.



Как сделать селфи в горах: краткая инструкция от Дины Б.



Вторую ночь мы жили непосредственно в бочке. Снег у входа.



Отдельно стоящая цистерна.



Второй храм экстремальной дефекации. За ним - какой-то вечный недострой.



Я у цистерн.



Внутри каждой цистерны есть тамбур и 6 спальных мест.



Когда одна опора падает, её так и оставляют.



Какая-то адская хижина - кто-то когда-то построил, и ничего, эксплуатируется.



На второй день в целях акклиматизации мы пошли смотреть на то, что осталось от легендарного «Приюта 11», сожжённого долбоёбами в 1998. Была метель, видимость была так себе.





Это наш гид Антон. Очень прикольный персонаж, альпинист и гид в третьем поколении. Когда Антон идёт, он в голос поёт (а нам, простым, даже говорить тяжко на таких высотах) всякие ритмичные песни, причём в основном клёвые, свой человек. Очень хотелось подпевать песням Олега Медведева, но не получалось. И e-vin, привет тебе, «Корсары» там тоже были.



Тем временем погода ухудшалась, а видимость скатывалась к нулю.



Камраден стали похожи на зомби во время химической войны.



Где-то в районе 4000 метров мы растянули флаг «Популярной механики».



А потом пришли, наконец, к «Приюту 11» (4130 м). Собственно, самого приюта, построенного в 1939 году, уже нет. Зато сохранилось новоперекрытое здание, которое некогда было при нём дизель-станцией. Сейчас там какая-то администрация сидит, и переночевать можно.



Ратрак стоит.



Очередной храм экстремальной дефекации.



Делаешь такой своё дело, а рядом - бездна.



Кладка 1930-х годов.



Сам приют бы чуть выше. Там, где фундамент 2001 года постройки виден, там он и был.



Если кто не знает, то «Приют 11» выглядел вот так - очень была стильная штука в стиле то ли авангарда, то ли конструктивизма.



Вид сверху на бывшую дизель-станцию.



В 2001 году начали строить новый «Приют 11». Но это, как известно, Россия. Поэтому деньги распилили и ничего, кроме фундамента, не построили.





Помимо фундамента, тут есть скала памяти павших альпинистов.



Таблички очень разные, повешены в разное время. Вот соседствует мемориальная доска защитникам Кавказа и доска в память об инструкторе Сане Трофимове, погибшем на спуске в 1995 году.





Слегка безумные люди раскладывают около «Приюта 11» палаточный лагерь. Видимости никакой, метель, жесть. Антон радостно рассказывает о том, что снежная пещера безопаснее палатки, разве что по ней может, не заметив, проехать ратрак.



По ледяным наростам на камнях можно понять направление ветра.



Напоследок мы ещё разок сфотографировали флаг «ПМ» на фоне станции.



По дороге назад к «Бочкам» мы нашли замёрзшую бабочку. Впоследствии мы находили ещё много таких - их заносит сюда восходящими потоками, и они уже не могут спуститься вниз, погибают тут.



Идём вниз. Встречаем идущих вверх.



По дороге я снял классическую трещину-трупосборник. Ледник подтаивает, обнажается. Провалиться в такую трещину - и всё, бай. Чтобы вы представляли себе масштабы, скажу, что человек может вот в эту трещинку посередине провалиться, не коснувшись краёв. Это снято на максимальном зуме.



Вид снизу на приют (сделан в другой день, когда было чуть яснее).





Последняя часть нашей эпопеи - это восхождение. Оно, прямо скажем, не задалось, потому то 9 мая был лютым днём, когда МЧСники всех разворачивали на 5200 и дальше не пускали. И немудрено, потому что во время восхождения я сделал самую гениальную фотографию в своей жизни. Итак, вид на Эльбрус 9 мая 2014 года.



Камраден.



Когда ветер чуть сдувал метель и туман, в течение секунд что-то было видно. Ёрл вот поднимается. Это где-то на 5000.



Шли от вешки до вешки, в молоке. Когда спускались обратно, вешек от одной до другой видно не было, мы растягивались в цепочку и кричали друг другу: «Вижу! Ко мне!»



А это поднимаются спортсмены-скайраннеры. Они от поляны Азау до вершины доходят за 3,5 часа - но в тот день их тоже на 5200 разворачивали.



Судейский чекпойнт. Тут мы отдыхали перед спуском.



В общем, все окрестности я изучил и в следующий раз буду готов. Пойду в сезон (июль-август), никакого больше мая с его переменчивой погодой. Потому что горы, чёрт бы их побрал, не отпускают. Надо взойти.

Оглавление путешественных заметок с фотографиями и можно посмотреть в оглавлении моего Живого Журнала.

Россия, Фотоотчёт, Приэльбрусье

Previous post Next post
Up