Sep 18, 2024 13:06
Вклад кинематографа в конструирование этого мира состоит в создании иллюзий отсутствия временных затрат на определённые действия. Киногерои лихо перемещаются в пространстве, не попадая в пробки и прибывая точнёхонько к рейсу, который не задерживается, покупают билеты в кассах с очередями из одного человека и вообще живут в мире, где действия можно распланировать посекундно. В изображаемом кино заводском производстве токари - поголовно у работающих станков, а не бегают точить резцы и свёрла (хотя может у них специальные заточники этим занимаются). В киновойнушках для начала наступления не нужны рокады, подвоз боеприпасов и кухонь - оно начинается со слов «Пора!» склонившегося над картой командующего. Особенно отличаются в плане отсечения так называемого «лишнего» детективы. Нет, пятнадцатиминутную погоню покажут, конечно, без купюр. А вот оперативные планы сыщики успевают составить видимо во время погони. Помните Шарапова? «И ещё одно. С новой строки пиши: «Сперанский Л.А.» С новой строки: «Здесь сильно штормит. Боимся, как бы не потонуть. Приятель наш по болезни уволился.» - Написал? - «Шлю тебе с ним, Анюта, живой привет. Будь с ним ласкова. За добрые слова одень, обуй, накорми. Вечно твой друг», - Написал? Ну-ка, теперь число поставь и распишись.» Носорогу для того, чтобы составить некое подобие связанного текста, худо-бедно удовлетворяющего взаимоисключающим условиям: быть понятным адресату и стилистически индивидуализирующим предполагаемого адресатом автора, с одной стороны, и не вызывающего подозрений у пишущего из-за неявного содержания и стилистики, с другой стороны, понадобился бы как минимум вечер (хотя если быть совсем честным, Носорог бы с такой задачей по причине перфекционистского к ней подхода скорей всего не справился бы). Ну, ладно - допустим, Носорог - пример отрицательно уникальный. Но ведь, всё равно, для того чтобы увидеть в «информационном сливе» от Фокса возможность для оперативного внедрения в банду, придумать способ такого «слива», найти повод вынудить Фокса писать под диктовку и, наконец, придумать нетривиальный своей шифрованностью текст требуется в самом лучшем случае полчаса спокойных уединённых размышлений. Плюс ещё цитаты из Пушкина и Кассиля подобрать. А Шарапов, как мы видим из фильма, в те редкие моменты, когда не ловит с Жегловым «кирпичей» по трамваям и «ручников» по театрам, не лается с ним же по подкинутым уликам, не прыгает из окна «Астории» и не проводит (вместо следователя) предъявления для опознания - едва-едва выспаться в своей коммуналке успевает, да омлет из яичного порошка приготовить. В результате у зрителя складывается впечатление, что Шарапов импровизирует. Причём также хорошо, как на впервые (после прибытия с фронта) увиденном пианино. Эффект накопления зрителем ежедневного наблюдения с экрана подобных способностей к импровизационной реализации сложной многоэтапной деятельности приводит его к убеждению в том, что обладание окружающих такими способностями является необходимой нормой. Зритель начинает требовать, чтобы всё им задуманное, но зависящее от работы других людей, будь то ремонт его авто или выдача ему загранпаспорта, выполнялось бы в момент передачи им - кинозритеем - своего пожелания субъектам исполнения. Но проблема этой созданной кинематографом действительности даже не в запросах любителей главного из искусств, а в том, что всякий спрос рождает предложение - в отклике исполниелей, найденном в конвейерности подходов к задачам, испокон веков считавшихся творческими. В ЖЖ недавно был опубликован пост о том, что вопреки прогнозам развитие информационных технологий изживает не ручной, а именно так называемый «интеллектуальный» труд - что ИИ уже сейчас способен заменить бухгалтеров, юристов, «эйчаров» и маркетологов, а вот до замены машиной труда уборщицы в офисе или автомеханика дело всё никак не дойдёт. Однако на мой взгляд различий в подходах к удовлетворению запросов потребетеля кино- и прочей продукции и услуг нет. Просто последствия отвечающего этим запросам квадратно-гнездового способа составления договоров, жалоб в ЖЭК и даже судебных решений - с использованием ли ИИ или с традиционным задействованием биоисполнителей - более отложены во времени по сравнению с квадратно-гнездовыми способами определения причин неисправности двигателя.