(Речь пойдет только о послевоенной французской палубной авиации - довоенной и военной ее, можно считать, и нет - и - вертолеты "не вошли".)
После окончания 2-й Мировой войны французский флот находился в плачевном состоянии, чего не скажешь о его авианосной части - в марте 1945 г. в США закончен ремонт и модернизация "Беарна" (правда, он был "заточен" на роль авиатранспорта), в апреле американцы же передали возвращенный британцами эскортный "Битер" (типа "Авенджер"), он переименован французами в "Диксмюд" (с 1950 г. - авиатранспорт), в августе 1946 г. британцы сдали в аренду "Колоссус" (головной своего типа), переименованный в "Арроманш" (в 1951 г. куплен, в 1968 г. модернизирован в вертолетоносец ПЛО) - и всем им нужны были авиагруппы! Вдобавок после падения Франции в 1940 г. было ясно, что колонии она долго не удержит - африканцы и азиаты не желали подчинятся неудачникам - но лягушатники попытались их удержать силой.
В общем - французам нужны были палубные самолеты!
Предвоенный французский палубный пикирующий бомбардировщик LN401 - с авианосцев никогда не летал (равно как и "Беарн", для авиагруппы к-рого он создавался не использовался как авианосец во время войны...)
Начали с поставок поршневых самолетов военного времени союзниками:
- 32 ПБ "Донтлесс"
- 95 И "Сифайр" (палубный вариант "Спитфайра")
- 50 И "Хеллкэт"
- 110 "Хеллдайвер"
- 100 ТБ "Эвенджер"
- 158 ИБ "Корсар" (часть "из наличия", а новые - одни из последних серийно выпущенных "Корсаров" в 1952-53 гг)
В нач. 50-х Штаты передали французам 2 легких авианосца типа "Индепенденс" - "Лэнгли" (1951 г.) и "Белью Вуд" (1953 г., поддерживали войну в Индокитае), они стали "Лафайетом" (возвращен США в 1963 г.) и "Буа Белью" (вернули в 1960 г.)
Ну а потом - в сер. 50-х - началась реактивная эра - с лицензионных "Си Веном" - во Франции "Аквилон"
Их поставили 122 ед., но не все из них - в палубном варианте
Причем сняли с вооружения "Аквилоны" одновременно с "Эвенджерами" и "Корсарами" - в сер. 60-х
Со вступлением в строй французских авианосцев - "Клемансо" (1961 г., списан в 1997 г.)) и "Фош" (1963 г., продан Бразилии в 2000 г., о нем -
https://nosikot.livejournal.com/4489519.html) Дассо сделала и палубный истребитель-бомбардировщик - "Этандар" IV
первый полет еще в 50-е годы, произведено в 60-е 90 самолетов, в б/д в Ливане и против сербов участвовали самолеты-разведчики - модификация "Р", с вооружения сняты в 90-е
Но как истребители они не годились и в Штатах в сер. 60-х купили 42 F-8 "Крусейдер"
(у хозяев в гостях)
"Крусейдеры" тоже списали в 90-е
Развитие "Этандара" - "Супер Этандар" - продержался на вооружении до прошлого года
"Супер Этандар" совершил первый полет в 1974 году, в 1978-83 гг выпущено 85 таких самолетов.
В составе ВМС Франции участвовали в б/д в Ливане, Югославии, Афганистане, Ливии и последний раз - этой зимой - против ИГИЛ.
Ирак арендовал у Франции 5 самолетов, они участвовали в б/д против Ирана (1 потерян, остальные вернули).
Но самую большую известность самолет приобрел из-за эффективного участия в Фолклендской войне в составе ВМС Аргентины (вылеты производились с наземных а/б) - страна закупила во Франции 14 таких самолетов, но к началу конфликта было поставлено лишь 5 самолетов (4 боеготовых) и 5 ПКР "Экзосет" - все были использованы против британцев, в результате их атак потоплен транспорт "Атлантик конвейер" и эсминец "Шеффилд" (затоплен самими британцами) - подробнее тут:
http://nosikot.livejournal.com/1402416.html Сейчас у французов единственный авианосец - атомный "де Голль" (вступил в строй в 2001 г.), следующий его не дополнит, а только сменит
Для него и создали палубный вариант "Рафаля" - М - заказано 60 самолетов, 3/4 поставлено, оставшихся придется ждать долго - "зеленый свет" дан экспортным поставкам.
Масса пустого - на 500 кг больше "сухопутного варианта", единственный неамериканский самолет "сертифицированный" для полетов с авианосцев ВМС США
Кроме того в составе авиагрупп были турбовинтовые противолодочные "Ализе"
Всего их произведено 89 ед., 14 поставлены Индии, сняты с вооружения в 2000 г.
и самолеты ДРЛОиУ "Хокай" Е-2С
Штаты поставили 3 самолета, сейчас французы просят 4-й...
Большинство из этих самолетов принимали участие в б/д в странах 3-го мира (или в Югославии), но не всегда с палуб авианосцев.