Как обычно обзоры по состоянию отрасли начинаю с сектора пассажирских и транспортных самолетов, отчет за 2017 год тут:
https://nosikot.livejournal.com/4568936.html 3-й летный МС-21 - тоже с американскими двигателями, ПД-14 планируется установить на 4-й, причем 1 (Один)...
В 2018 году в отрасли наблюдалось падение производства после роста в 2017 году - построено 35 самолетов (в т.ч. в Малоросии - 0), против 42 в 2017 году и по сравнению с планом (45 самолетов) - недовыполнение серьезное...
Таблица,
По типам самолетов и производителям:
Тип/Год 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 Авиазавод
Суперджет 5 12 24 34 18 19 33 24 ГСС
МС-21 - - - - - - 1* 1 Иркут
Ан-140 1 2 3 2 - 1 - - Авиакор
Ан-148/158 6/1 4/1 9/3 5/2 5/2 3/- 2/- 3/- ВАСО/Антонов - в т.ч.
Ил-114 1 1 - - - - - - ТАПОиЧ
Ту-154 - 2 - - - - - - Авиакор
Бе-200 1 - - - - 1/1 2/2 -/3 Иркут/ТАНТК - в т.ч.
Ил-76 2/2 2/1 - 2 2 - - 3 Авиастар/ТАПОиЧ - в т.ч.
Ту-204/214 6/3 1/- 2/- 2/- 2/- 2/2 3/1 1/- КАЗ/Авиастар - в т.ч.
Ил-96 1 1 1 - 1 2 - - ВАСО
Ан-32 3 3 - - - - - - Антонов
Ан-74ТК-200 1 1 1 1 - - - - ХГАПП
Ан-178 - - - - 1 - - - Антонов
Ан-132 - - - - - - 1** - Антонов
ВСЕГО 27 29 40 46 29 28 42 35
в т.ч. без
Суперджетов 22 17 16 12 11 9 9 11
* первый для испытаний
** прототип собранный из заделов по Ан-32 и ряда импортных компонентов
Данные - из материалов журнала "Взлет"
Как видим львиная доля вновь приходится на Суперджеты (с 2013 г.), при этом надо иметь в виду, что пр-во этих самолетов мало того, что уже не сможет расти - рынок насыщен, мало того вероятные отказы экплуатантов от самолетов приведут к появлению на рынке "секонд-хэнда" - с понятными последствиями для нового пр-ва...
Так что прогноз на 2019 г. - 20 с небольшим Суперджетов.
Хотя на Суперджеты начали ставить новые законцовки крыла, планируют выпустить на рынок укороченную версию на 75 мест, проходится довольно вялая работа по локализации кооперации - но сомнительно что все это приведет к положительным результатам...
И надо сказать, что все это ХОРОШО !!! КАЖДЫЙ выпущенный и проданный Суперджет приносит убытки, неизбежно покрываемые (тем или иным образом) за счет других проектов, при этом иностранные участники получают гарантированную ПРИБЫЛЬ - с каждого самолета и двигателя (доля импортных комплектующих примерно 70%)! Понятно, что такое положение оч.напоминает паразитизм и в нормальной экономике не может быть терпимо.
Да, как опыт вхождения в западный рынок, с тамощними партнерами, в т.ч. с налаживанием сети обслуживания - наверное проект был интересен, в т.ч. в плане воспитания кадров - но всему приходит конец!
Другое дело, что замены в виде "русифицированного" Суперджета и МС-21 нет и когда будет - в свете последних новостей - абсолютно неизвестно. И все т.н. "санкции" в данном случае понятны - Запад пустил РФ - осколок проигравшей "холодную войну" России на свой рынок в виде "бензоколонки" (геополитические построения тут оставим в стороне!), а зачем им наши самолеты и пр. машиностроение?! И так сохраняется наша нек-рая активность на рынках вооружений - они и с этим "работают" (в Индии и пр. странах).
Так что - либо занимай предназначенное тебе "мировым пр-вом" место (16-е), либо не расчитывай на победу в борьбе за 6-е!
Конечно наиболеелогичное, да и предназначенное для России - идти своей дорогой (еще и других по ней вести), но это опять "виртуальная" политика, а авиастроение - это здесь и сейчас.
Чтобы закончить с МС-21 - на 2019 г. намечены первые полеты еще 2-х самолетво (в т.ч на одном должен быть установлен 1 ПД-14), серия отдвигается на неопределенное время.
Как и раньше ВСЕ выпущенные самолеты, кроме Суперджетов - для гос.заказчиков
Завершено пр-во Ан-148 (ранее так же было с Ан-140)
Первый новый Ил-114 МИГовской сборки полетит не ранее 2020 г. (пока для испытаний переделывают старый выпуска 1994 г.)
Ожидается первый полет Ил-112, но на 2-м и 3-м летных образцах проводятся мероприятия по "облегчению конструкции" - насколько они будут успешны, когда закончатся и когда самолеты поднимутся в воздух - неизвестно, до этого всерьез о прооекте в целом и говорить нельзя.
Таганрог начал сборку первых Бе-200 для инозаказчиков, всего планируется в 2019 г. выпустить 3 самолета (если не вмешаются проблемы с двигателями - причем замена запорожских на совместные с французами - это "пустить козла в огород" - с нерадужными перспективами)
Возобновлено пр-во Ил-76МД-90, полетел первый Ил-78М-90 (после серьезной реконструкции на Авиастаре), в 2019 г. ждем 5-6 новых самолетов
Казань продолжит штучный выпуск Ту-214
Ил-96-400М заказано аж 5 штук, есть небольшая вероятность, что первый из них полетит в кон. этого года. Предусмотрена поддержка для лизинга а/к 6 новых таких самолетов - в принципе правильно, в данный момент - хоть как-то сохранить мощности и кадры по широкофюзеляжным лайнерам (кончено потирание рук Боингом в связи с новостями о прекращении выпуска А-380 - это для нас другая планета, но хоть "краешек" поля сохранить - а там посмотрим как пойдет проект с китайцами...)
Итак, по перспективам на 2019 год:
- 20 Суперджет
- 2 МС-21
- 3 Бе-200
- 1 Ил-112
- 3 Ту-214
- 5 Ил-76/78
Всего - 34 самолета, т.е. сохранение уровня этого года, но неСуперджетных уже будет 14 !
Планы на 2019 год от журнала "Взлет" - примерно 40 самолетов (неСуперджетных - 15)
Повторюсь - сравнивать это все с Западом не имеет смысла - наше гражданское авиастроение - не более 2% мирового, т.е. на уровне стат.погрешности...
Напомню, что в Большой России/СССР в нач. 80-х выпускалось примерно по 300 пассажирских и транспортных самолетов в год - на нас приходилось до 20% мирового рынка.
Военное самолетостроение в 2017 г. -
https://nosikot.livejournal.com/5104524.htmlВертолетостроение в 2017 г. -
https://nosikot.livejournal.com/4936605.html