К Дню ВМФ: когда-то и мы умели строить корабли...

Jul 31, 2016 21:01

К Дню ВМФ:

Статистика по военному кораблестроению в СССР и США в 1-й послевоенный период. Это примерно 1946-1960 гг, т.е. когда еще не были широко внедрены на флот управляемые ракеты различного назначения (хотя интенсивные разработки и испытания шли, в т.ч. и на основе трофейных наработок), атомные ЭУ на ПЛ (хотя "Наутилус" и построен в 1955 г.) и т.д.
В этот период, так же, достраивались корабли, заложенные в военные годы, модернизировались ранее построенные, но об этом отдельно...
Я учитывал только крупные боевые корабли - ПЛ надводным в/и больше 1.000т и надводные стандартным больше 2.000т, к-рые были заложены и введены в строй за указанный период (с некоторыми коррекциями).
Да, ну и конечно это было время единой страны - России/СССР и подумать было невозможно, что в Николаеве будет ржаветь почти достроенный ракетный крейсер, а местные моторостроители не смогут поставлять свою продукцию на ССЗ...
Итак:
СССР за период построил:
215 средних ПЛ пр. 613 (в/и 1.050т) - самая большая серия ПЛ у нас в стране
26 больших ПЛ пр. 611 (1.900т)
ПЛ пр. 633 начали строится и вступать в строй в конце 50-х, но я их отнес уже к следующему периоду
70 эсминцев пр. 30-бис (2.300т) - справедливо подвергаются критике как устаревшие за неуниверсальные АУ ГК, самая большая серия крупных надводных боевых кораблей в России
1 эсминец пр. 41 (3.100т)
27 эсминцев пр. 56 (2.700т)
Большие ракетные корабли пр. 56ЭМ и 56М вступили в строй в конце 50-х, но отнесены мной к следующему периоду
14 крейсеров пр. 68-бис (13.600т)
Еще 5 крейсеров проекта были в высокой степени готовности (один - 97% - !!!), но достроены не были
ВСЕГО: 353 крупных боевых корабля общим водоизмещением более 700.000т



Эсминец "Неустрашимый" пр. 41 - жаль не пошел в серию - корабль имел большой модернизационный потенциал

"Показатели" США за отчетный период:

4 ударных авианосца типа "Форрестол" (61.200т)
1 лидер эсминцев "Норфолк" (5.000т)
4 лидера эсминцев типа "Митшер" (3.300т)
18 эсминцев типа "Ф.Шерман" (2.700т)
Первый эсминец УРО типа "Фаррагут" вступил в строй в 1959 г., но вся серия отнесена к следующему периоду
6 ПЛ типа "Танг" (1.600т)
1 ПЛ "Дартер" (1.900т)
3 ПЛ типа "Барбел" (2.100т)
2 ПЛ типа "Сэйлфиш" (1.900т)
1 ПЛ "Гроулер" (2.300т) и 1 ПЛ "Грейбэк" (2.200т) - вошли в строй в 1954 г. с ракетами "Регулус", отнесены к этому периоду
1 АПЛ "Наутилус" (3.500т), 1 АПЛ "Сивулф" (3.700т) и 4 АПЛ типа "Скейт" (2.600т, первая серия АПЛ в мире) - атомные подлодки, отнесены к данному периоду, кроме этого до 1960 года вступили в строй еще 3 АПЛ, но они попали уже в следующий
8 десантных кораблей-доков типа "Томастон" (6.900т)
15 танкодесантных кораблей "Терребон Пэриш" (2.600т)
8 танкодесантных кораблей "Де Сото") (3.900т)
ВСЕГО: 78 крупных боевых кораблей общим водоизмещением около 500.000т - т.е. гораздо меньше, чем у нас!



Первая в мире АПЛ "Наутилус"

Почему же получился такой дисбаланс?!
Причин несколько:
- США построили во время войны 10 линкоров (и даже 2линейных крейсера!), десятки крейсеров и авианосцев, сотни эсминцев, подлодок и больших десантных кораблей, большинство из них не только пережили войну, но и находились в хорошем техническом состоянии, их можно было модернизировать, в соответствии с новыми требованиями и эксплуатировать еще долгие годы (так и получилось!). Десятки этих кораблей США передали союзникам по всему миру, чем еще сильнее привязали их к себе, в условиях начинающейся "холодной войны"
- СССР же напротив во время войны крупные корабли строить прекратил (не до того нам было!), часть строящихся потерял (в Николаеве), так что к 1945 имел незначительное кол-во устаревших и изношенных кораблей (часть была повреждена в ходе боевых действий) и передача трофеев (старый линкор, 2 легких крейсера, дюжина эсминцев и миноносцев, десяток подлодок) проблему пополнения флота не решила (с учетом трудностей с обслуживанием и ремонтом чужой техники), поэтому пришлось срочно разворачивать крупносерийное строительство кораблей (и обучение моряков для них - включая командный состав - флот готовился, рано или поздно, выйти в океан!). Промышленная база для этого, в основном, была создана еще до войны, а к началу 50-х были освоены недостающие технологии (в области ГЭУ, РЭО и т.д.). Остается только гадать - каким бы был ВМФ СССР без войны? Даже с учетом неизбежных шатаний по данному вопросу наверху...
- у США появилось, в результате войны, много новых союзников - и часть бремени по "обороне свободного мира" была переложена них, в это время крупные боевые корабли (в приличном кол-ве) строили Британия с Францией, подтягивались и другие (одна "нейтральная" Швеция построила в 50-е 6 эсминцев и 5 ПЛ !), восстанавливалось военное кораблестроение в Японии, Германии и Италии...
В любом случае подвиг нашего народа и созданная им в сложнейших условиях и за короткий индустриальная мощь поражает, а ведь мы не только флот в это время строили, еще создали космическую и атомную отрасли (с нуля!) и восстановили страну после войны - а тут какие-то надежды после всего-то 12 лет - этож такая мелочь, нужно еще столько же чего-то ждать...

Для полноты картины, дам и остальной мир, потом необходимо будет коснуться кораблей, начатых постройкой в войну и законченных уже после нее.
Для начала - Запад (Европа, Турция, Канада, Австралия и Н.З., Япония):
Британия:
- 8 эсминцев типа "Дэринг" (2.800т)
- 6 фрегатов типа "Уитби" (2.200т)
- 4 фрегата типа "Леопард" (2.300т)
- 4 фрегата типа "Солсбери" (2.200т)
- 8 ПЛ типа "Порпойс" (1.600т)
ВСЕГО: 30 кораблей общим водоизмещением больше 65.000т
Франция:
- крейсер "Кольбер" (9.100т)
- 12 эсминцев типа "Сюркуф" (2.800т)
- 5 эсминцев типа "Дюпре" (2.800т)
- 6 ПЛ типа "Нарвал" (1.600т)
ВСЕГО: 24 корабля общим водоизмещением больше 65.000т
Австралия:
- 2 эсминца типа "Тобрук" (2.400т)
Канада
- 7 эскортных эсминцев типа "Св.Лаврентий" (2.000т)
- 7 эскортных эсминцев типа "Рестигуш" (2.000т)
Италия:
- 2 эсминца типа "Импетуозо" (2.800т)
Ниделанды:
- 4 эсминца типа "Холланд" (2.200т)
- 8 эсминцев типа "Фрисланд" (2.500т)
Швеция (формально нейтральная, но не испытывает к нам добрых чувств, вооруженные силы готовятся к войне только и исключительно с Россией):
- 2 эсминца типа "Халланд" (2.600т)
- 4 эсминца "Остергётланд" (2.200т)
ИТОГО: 90 крупных боевых кораблей общим водоизмещением больше 210.000т
Т.е. США, вместе со всеми своими западными союзниками построили столько же боевых кораблей, сколько и сильно пострадавший в войну СССР (по в/и, по единицам гораздо меньше)!



Британский фрегат типа "Уитби" - родоначальник большого семейства охотников за нашими подлодками

Остальной мир:
Китай:
- 15 ПЛ пр. 03 (1.100т, советские пр. 613, собранные, по большей части, из наших материалов и комплектующих)
Колумбия:
- 2 эсминца типа "Халланд" (2.700т) шведской постройки
Индия:
- 2 фрегата типа "Уитби" (2.200т)
- 3 фрегата типа "Леопард" (2.300т)
Венесуэла:
- 3 эсминца типа "Нуэва эспарта" (2.600т) эти все британской постройки
Т.е. весь остальной мир пополнил свои ВМС в этот период лишь 25 новыми кораблями (больше 40.000т общего водоизмещения), построенными заграницей или из заграничных материалов и комплектующих



Наши ПЛ пр. 613 активно передавались странам 3-го мира и строились в Китае

Т.е. мы тогда построили крупных боевых кораблей больше, чем весь остальной мир вместе взятый!!!
Напомню, что в это же время наша страна восстанавливалась после войны, создавала ракетную технику (в т.ч космическую и ПВО), атомную промышленность и вооружение и пр., пр., пр.
О сегодняшних сложностях со строительством ВМФ - отдельно...

флот, история, техническое, корабли, справочники

Previous post Next post
Up