Итак, как обещал:
В состав ВМС Австралии входили 4 авианесущих корабля (не считая вступившей в строй на днях "Канберры" -
http://nosikot.livejournal.com/1973143.html):
1) Гидроавианосец "Альбатрос"
Построен на местной верфи, вошел в строй в январе 1929 года (заложен в мае 1926 г., спущен на воду в феврале 1928 г.):
6.000т, 129х18,5х5м, 22 уз, 4х114-мм АУ, 4х20-мм ЗАУ, 9 гидросамолетов - "Фэйри IIID", затем "Сигалл" (катапульты со сжатым воздухом, 30.000л АТ)
В 1938 году корабль забрал флот метрополии - с учетом ожидавшейся войны посчитали, что там будет нужнее...
Принимал участие в операциях в Атлантике и Индийском океане (оккупация Мадагаскара в октябре 1942 года), с "Вальрусами" на борту, в 1943 году переоборудован в корабль снабжения (авиацию изьяли), в августе 1944 года торпедирован, не ремонтировался, в 1946 году продан на торгах, до 1964 года как купец носил греческий флаг ("Хелленик принс"), в 1964 году разломан в Гонконге...
1938 год, 1 кран демонтирован
Мягкая посадка...
2) Легкий авианосец "Сидней"
Строился в Британии как авианосец "Террибль" типа "Маджестик" (заложен в апреле 1943 г., спущен на воду в сентябре 1944 г. - военные темпы), в феврале 1948 г. передан Австралии и в феврале 1949 г. вступил в строй.
19.550т, 213х24,5х7,5м, 25 уз, 30х40-мм ЗАУ, 37 самолетов (12 "Си Фьюри", 24 "Файрфлай", 1 "Си оттер", 300.000л АТ, 150т ав. б/п).
Участвовал в Корейской войне (в составе американского 7-го флота), его авиация совершила 2.400 боевых вылетов, потеряно в бою 9 самолетов, в авариях 4, во время шторма 6, повреждено 30+, 3 пилота погибли.
С 1955 г. - учебный, с 1958 г. в резерве, в 1962 г. модернизирован как "быстроходный транспорт", использовался в этом качестве в Малайе и Вьетнамской войне (перевез 17.000 солдат, 6.000т грузов, 14 самолетов, 2.400 машин). В 1973 г. списан, продан в Юж.Корею на слом.
Смотрим ФОТО:
На ВПП во время Коейской войны
В роли транспорта в ходе агрессии во Вьетнаме
3) Легкий авианосец "Венжанс"
Типа "Колоссус", в основном служил в британском флоте (с января 1945 г., участвовал во 2-й Мировой - на ТО и в испытаниях в Арктике - ! - после нее), в 1952-55 гг был арендован ВМС Австралии, использовался как учебный, был возвращен и в 1956 г. продан Бразилии (см. тут:
http://nosikot.livejournal.com/1443400.html)
18.000т, 212х24,5х7м, 25 уз, 12х40-мм АУ, 32х20-мм ЗАУ, 37 самолетов
Смотрим ФОТО:
4) Легкий авианосец "Мельбурн"
Строился в Британии как головной авианосец типа "Маджестик" (заложен в апреле 1943 г., спущен на воду в феврале 1945 г.), в 1949 г. куплен Австралией (вместе с "Сиднеем" за 2,75 млн.австр.долл.), после перестройки вступил в строй в октябре 1955 г. (из-за задержки и арендовали "Венжанс"). В ходе модернизации получил угловую палубу (5,5 град.) и паровую катапульту (о них тут:
http://nosikot.livejournal.com/1232672.html), что позволяло базировать новые реактивные палубные самолеты.
20.650т, 214х32х7,5м, 24,5 уз, 25х40-мм ЗАУ, 27 самолетов (первоначально "Си Веном" и "Гэннет", затем А-4 "Скайхок", S-2 "Треккер" и вертолеты - "Уэссекс" и "Си Кинг").
В б/д не участвовал (эскортировал корабли и патрулировал вне зоны боевых действий во время Вьетнамской войны, как предназначенный для ПЛО).
В феврале 1964 г. потопил (разрезал на 2 части при столкновении) австралийский эсминец "Вояджер" (82 погибших), в июне 1969 г. потопил (разрезал на 2 части при столкновении) американский эсминец "Эванс" (74 погибших). Кроме того сталкивался с паромом и пассажирским судном в сиднейской бухте...
С июня 1982 г. в резерве, в феврале 1985 г. продан в Китай на слом (был там изучен и разобран только после 2002 года!).
Смотрим ФОТО:
Эскортирует "Сидней"
С эсминцами...
Потопил одного!
И второго - кормовая часть американского "Эванса" еще на плаву...
Австралийцы еще в 60-е задумывались чем бы им "Мельбурн" заменить - рассматривали британские "Альбион" и "Гермес", один из американских "Эссексов", присматривались к итальянскому и испанскому проектом, практически решились опять на британский "Инвинсибл", но ... не свезло - началась Фолклендская война (о ней тут:
http://nosikot.livejournal.com/1402416.html) и пришлось ждать 30 лет!