Горе горькое, забыли в метро Санькину любимую вязаную розовую шапочку. Она и к пальто подходит, и в роли чепчика Снифа в пьесе служит, и маской на лицо отлично, и вообще - розовая! вязаная! любимая!
Заметили, когда поезд уже отошёл от платформы. Санька в плач, расстроилась очень. Я её не гоню, пусть проживает своё горе сполна. Вообще, если честно, шапочку жалко, мне она нравилась, но я в каком-то смысле рада, что у Саньки была возможность прожить такие сложные эмоции горя и утраты в таком безопасном, в общем-то, варианте: мы никуда не спешили, просто шли домой, Санька не сильно уставшая, в истерику это не перерастёт, время и место позволяет: можно плакать и грустить столько, сколько потребуется, чтобы пережить. Ну что, проговариваем, грустно, горько, расстроилась, я тебе очень сочувствую (интересно, что Пашка потом теми же словами, один в один, отреагировал: "Я тебе очень сочувствую!"), шапочка славная была.
А потом Санька начинает, не знаю, как обозначить, наверное, "прорабатывать" ситуацию. Проживать её не только эмоционально, но и логически: поиски решения, и, что уж совсем неожиданно для меня было, перекладывая свой опыт на других людей. Сначала мы говорили о том, что в вагоне метро шапочку уже не найти, потому что поездов много, а наш уже уехал. Это просто. Затем она предложила встретить полицейского, чтобы он помог (это сюжет из Пеппы, потерявшей игрушку в путешествии, которую потом привёз полицейский на машине). Это, в общем, тоже понятно, и здорово, что она ищет столько решений поиска шапки. Но потом Санька сказала то, чего я не ожидала вовсе:
- Теперь я понимаю, что чувствовала бабушка, когда потеряла Тедди!
Бабушка, моя мама, ездила в Италию с плюшевым медвежонком (нет времени объяснять:))) и забыла его на обратно пути в самолёте. Сашка знает, что бабушка и в аэропорт звонила, и грустила очень, они часто про Тедди разговаривают. Но чтобы так: "теперь я понимаю"....Какой-то суперуровень эмпатии, мне кажется.
- Мама, я хочу бабушке позвонить!
Звоним, сначала, конечно, плачет взахлёб, заново переживая, потом уже рассказывает, что да, вот бабушке тоже очень грустно было с Тедди, как ей сейчас с шапочкой. И дальше Санька ещё одну штуку изобретает, наверняка в психологии это как-то названо: замещение, проигрывание, не знаю, знаете, подскажите. Она придумывает нарисовать вагон, в котором находятся и бабушкин Тедди, и Санина шапочка, и бабушка с Саней их берут и радуются. Это, наверное, частое интуитивное решение у детей: обыграть. Но мне, как наблюдателю заинтересованному и субъективному, очень импонирует)
Когда пришёл папа, Сашка рассказала ему, но уже спокойно. Пашка:
- Ты всё ещё грустишь из-за шапочки?
- Да нет, пап, сначала очень расстроилась, а сейчас уже нет.
Уф, кажется, прожили сполна. Хорошее получилось обогащение важной эмоцией, от которой в жизни не скрыться. Заодно, кстати, узнали, что существует некая
Справочная о забытых вещах метрополитена . Правда, в ней нам сказали, что сообщений о найденных розовых шапочках не поступало.