Sep 28, 2014 22:23
В субботу ходила к Марине на лекцию. (хорошо, что она два раза идёт, завтра Пашка пойдёт). У Марининых лекций эффект такой же, как у йоги: всё внутри отстраивается, хоть и ненадолго. Что-то из того, что она говорила, я сама для себя открыла (про ритмы, например), а что-то было важно услышать (про обязательные стадии, которые все малышки проходят, и про их невосполнимость).
(Марина говорила ещё, что здесь, в "Каштане" воспитатели проводят с детьми ещё и своеобразную терапию: когда достаточно приглядятся к малышу, увидят, где у него пробелы (например, он в своё время не накидался - "кидать плохо!", не нажадничался - "надо делиться", не наговорился "нет, я не хочу" - "надо слушаться маму!" и т.д.), какие важные, обязательные для гармоничного, полного эмоционального, душевного, духовного, личностного становления этапы не пройдены, забиты (они для всех детей одинаковы, только все проходят их разными темпами и в разные сроки, и у детей с особенным развитием, например, одна стадия может занимать 6 лет, а у обычных - год), тогда они потихоньку, аккуратно начинают этот ком, клубок распутывать, отматывать назад, заполнять, компенсировать. Марина говорила, что долго потихоньку работала с мальчиком "онуменятакойпослушный!", пока он наконец не начал маме говорить:"Нет, я не хочу!". Мама пожаловалась, что сына как подменили, и Марина поняла, что дело сдвинулось с мёртвой точки. Это был маринин внутренний йес!))
В какой-то момент, слушая её, я подумала горько расплакаться, что вот всё неправильно делала и раньше этого не узнала и что дурная мать. Потом подумала, что и мать не дурная, и не всё неправильно делала, и лучше узнать о чём-то, когда дочке два, а не пять и не пятнадцать. Как раз на этом месте моего внутреннего напряжённого диалога Марина вслух стала говорить, что не надо стремиться к идеалу: идеальному пространству дома, идеальному родительству, идеальным отношениям в семье - это всё равно недостижимо, лучше отдавать силы на что-то другое.
Сразу, как вернулась, начала эти самые силы отдавать). Что я самое важное для себя из лекции вынесла (интересно, что самое важное будет для Пашки?): что нужно доверять своему ребёнку - в выборе занятий, в выборе игры, в том, сколько ему на что времени нужно, он сам знает лучше всех, что сейчас ему надо пересыпать, пересыпать и пересыпать, а потом - что вкладывать маленькие предметики в дырочки, а потом - что слушать и слушать и слушать звуки. И второе, что важно проживать максимум возможного времени в дне в его ритме.
В первом случае от родителей требуется расслабиться, наблюдать, подхватывать. Я так и сделала. И знаете, что? Я очень удивилась! Я открываю себе свою дочку, ту, с которой провожу 14 часов в день.
Ещё с пятницы, с аниного совета не предлагать, у меня захлопнут рот. А после лекции он у меня ещё заскотчен, закрыт на замок (ключ провёрнут два раза) и на щеколду. Я молчу. Впервые за два года я молчу. Я не говорю "а давай?", "а хочешь?", "смотри, вот". Я зеркалю санины фразы в игре, задаю ей ею же заданный вопрос, что-то делаю, только когда она сама меня напрямую попросит (мама, подержи ковш) и кратко комментирую только описательные явления (смотри, вот ещё звезда).
Результат: я наконец увидела своего ребёнка! Круто? Очень! Дух захватывает.
Что происходит? Происходит то, что санин мозг работает постоянно, сам, без подсказок, а я вижу и слышу, как там всё варится (потому что сейчас - благословенная пора, когда малыш думает вслух, и у меня есть редкая возможность наблюдать весь мыслительный процесса, любоваться им). И Саня - впервые в жизни - всё время (ну практически, за вычетом еды, сна) сама выбирает, что делать, как долго, как именно. То, что она хочет. И занимается она этим увлечённо, полностью отдавшись, с удовольствием, сконцентрировавшись целиком на том, что сейчас делает. Мечта!
Итак, я узнала, что
- ей сейчас больше всего интересно возиться с водичкой: 50 (!) минут мы играли в раковине и Санька напридумывала кучу разных сюжетов от варки супа до купания волка
- ей интересно пересыпать целиком и по ложечке (очень долго возились с гречей)
- ей нравится разбросать, а потом по очереди собирать.
А я-то думала, что надо заниматься фламиками, паззлами и буквами! И придумывала Сане кучу занятий на весь день. Господи, да не надо ничего придумывать, положите на видное место несколько разных возможностей (паззл, карандаши, орешки поперебирать) - предложите, создайте ту самую среду, ребёнок сам выберет, и не мешайте. И он увлечён, и вам не надо каждые три минуты изобретать что-то, и наблюдать за ним жуть как интересно.
Ещё. Когда я молчу, не подсказываю и не даю ответ мгновенно, как привыкла, Санина фантазия начинает работать на полную силу. На улице с качалки упал мальчик из лего.
Саня:
- А где мальчик?
-Ой, где мальчик?
-Где мальчик?
-Да, где мальчик?
И дальше моя двухлетка дала 9 (!!!) вариантов того, где он может быть:
-Может, он на дереве? Может, он на тракторе? Может, он в машинке? Может, он на фонарь забрался? Может, он пошёл звёзды смотреть? Может, он в листьях? Может, он в шатре? Может, он в поликлинике? (я педантично записала, чтобы не забыть. Девять!)
И всё это богатство появилось благодаря тому, что я смолчала и не сказала привычное "вон он, под качалкой лежит, держи".
С утра играли с мозаикой. У мозаики есть схемы, и я поначалу честно пыталась по ним с Санькой выкладывать стрекозу и прочих. А тут я опять - молчок. Слушаю. Изумляюсь.
- Мама, вот это у нас Марсово поле (выкладывает), а вот цветок, а вот вертолёт большущий-пребольшущий, а вот светофор горит красным, а теперь жолтым, а это гусеница с ушами, а тут ещё один светофор.
Единственное, что требуется, от меня - быть рядом и быть включённой. Это, кстати, помимо того, что со всех сторон полезный процесс, он ещё и энергосберегающий для родителя. У меня третий день полное ощущение сёрфа по волнам: с волны на волну, с волны на волну, поток сам несёт.
внутри головы,
занятия,
про меня