Я отдаю себе отчет в том, что этот текст (
http://www.pravmir.ru/ne-uspeli/) написан "своим" для "своих". Я также не подвергаю сомнению тот факт, что его автор - добронамеренный и искренний человек. Но мне важно сформулировать, почему мне этот текст так неприятен.
Мне неприятна удушающая теснота мира, отраженного в статье. В частности, вопросы о самом значительном в жизни, которые задают друг другу героини: диссертацию защитила? (да, 1:1) замужем? (да, 1:1) за кем? (профессии обе уважаемые, 1:1) дети? (да, 1:1, хотя автор ждет второго, поэтому ей +0.5, она ведет).
в храм ходишь?
И тут вторая начинает оправдываться - в гонке социальных вооружений на пост-советской все еще традиционалистской МПЦированной территории ответом "нет" она расписывается в поражении.
Дальше - закрепление материала: кормишь грудью? (нет, плохо, но у обеих уважительные причины, так что 1:1) муж помогает с ребенком? (не то слово! а мой-то! 100:100).
Мне бы в голову не пришло задавать подобные вопросы малознакомому человеку, если только он не рассказывает сам; отвечать на подобные вопросы от малознакомого человека я бы вряд ли стала - но я прожила много лет не Западе, где понятия о личных границах иные.
А дальше - самое страшное. Что погибшего ребенка не успели "покрестить". Автор винит себя в том, что не нашла вовремя нужных слов, чтобы при помощи психологической манипуляции вынудить знакомую срочно крестить сына в православие - "вряд ли она бы отказалась". Да, человек из совка, со смятыми границами, вряд ли бы отказался - интеллигентная девушка, филфак, неудобно. Пошла бы с автором и "покрестила". И сейчас была бы денно и нощно во храме Божием, молясь о душе усопшего младенца Владимира.
И автору так сладко от собственного сострадания, ведь они-то успели. Успели спрятаться в комфорте догматического домика, где нет места сомнению, где самые острые полемические вопросы - это является ли женщина ритуально нечистой во время месячных (конечно, да!) и можно ли сослужить с католиками (конечно, нет!), где ответы на все вопросы уже дали отцы церкви и старцы.
я считаю себя православной, хотя чемпионы отцов и старцев, почитатели матронушек и царственных мучеников, а также любители патриарха Кирилла наверняка откажут мне в этом праве на основании параграфа устава и обольются сладкими слезами об еще одной потерянной душе.
Но мне душно и тесно в этом мире, в котором нет нужды алкать и жаждать правды, где истина не делает свободным и где путь к спасению лежит через манипуляцию и самоослепление.
И еще: это мой жж, и мне было бы неприятно видеть комменты вроде "все христиане моральные уроды" или "у вас нет детей, поэтому бы не имеете права нa собственноe мнениe".