Редактор Posta Magazine Татьяна Сабуренкова встретилась с основательницей English Nursery & Primary School Марией Николаевой, чтобы задать ей все «сумасшедшие» и не очень вопросы, которые обычно одолевают заботливых родителей.
От меня. У меня есть дети, я их не планировала и не собираюсь отдавать в английский сад, поэтому когда начала читать, думала, что просто познавательное чтение "как оно у билингвов бывает". А нашла много полезного для себя. Может быть и вы найдете, поэтому делюсь.
Как сделать так, чтобы у ребенка в самом важном возрасте заложилась правильная самооценка и отношение к окружающему миру? Как не перестараться и не воспитать маленького монстра? Что нужно проверять в специалистах, когда отдаешь малыша в руки няни или работника детсада? Вопросов миллион. Мы разобрались по порядку.
Татьяна Сабуренкова: Мария Юрьевна, как вы решились на открытие English Nursery & Primary School и что было самое сложное?
Мария Николаева: Этой истории 12 лет. Я большую часть своего детства провела в Западной Германии, училась там в замечательной школе для девочек, и мой школьный опыт был очень позитивным. Мы действительно любили учителей, и они относились к нам с уважением. Система подразумевала много игровых элементов. До 13 лет я училась по двум программам - по российской и западногерманской, а в Москве я попала в классическую советскую школу, где к детям относились как к дуракам и хулиганам, которых надо утихомирить, наказать и заставить что-то выучить. Никто не учил нас думать, мало кто интересовался, что нам интересно. Это был шок, я привыкла к другой жизни. Помню, я тогда попросилась у родителей обратно, но получила ответ как в анекдоте: что это, мол, твоя Родина... Видимо, этот детский опыт заставил меня в достаточно раннем возрасте заинтересоваться детской психологией, педагогикой, методикой правильного, нетравматичного обучения детей. Дальше жизнь сложилась так, что я жила много лет в Англии и там вырастила своих трех девочек. И пройдя с ними полностью английскую доуниверситетскую программу и вернувшись в Россию, я поняла, что в Москве не представлена английская педагогика. А она нам просто жизненно необходима!
- И вы сразу взяли и открыли детский сад?!
- Для начала я открыла агентство английских гувернанток Bonne International, в 2002 году. Результат был необычен: дети прекрасно выучивались говорить по-английски, но мир у них разделился на две неравные половинки: первая половина вся говорила по-русски и только один человек - гувернантка Джейн - по-английски. То есть социализации детей на английском языке не происходило. Поэтому я пошла чуть дальше и открыла одну маленькую группу на 3 часа в дипломатическом корпусе для детей из разных стран. Тогда я попросила, чтобы профессиональный учитель в игровой форме занимался с детьми английским. Но родители сказали, что им неудобно возить детей на три часа, и они будут рады, если можно будет привезти их на целый день. Так открылся первый детский сад, и потом в течение 12 лет мы открыли их 6. Пять находятся в Москве и один в Подмосковье. А сейчас мы уже строим начальную школу.
- Почему именно английский детский сад? Он же мог быть русским, но очень хорошим.
- Ответ прост: а с кем в русском детском саду работать? Несмотря на то, что все русские учебники и программы написаны правильно и ориентированы на детство, все вроде понимают, что ведущая форма восприятия информации - игровая деятельность, но обучение - на практике - у нас все равно формализовано без учета индивидуальных особенностей. Ребенок - это такой робот, который должен поменьше двигаться и только в определенное время, он должен уметь что-то делать в определенное время... Работать с англичанами, менталитет которых мне хорошо понятен, легче, их главное достоинство - их не нужно учить относиться к детям с уважением, это у них в крови. Вплоть до деталей: чтобы преподаватель могла поговорить с ребенком, она присаживается на уровень его глаз, так она скорее опускается на его уровень, а не пытается вытянуть его на свой. Сейчас мы открыли даже группу Pre-nursery с 2 до 3 лет, то есть охватываем возраст с 2 до 8 лет: начальную школу англичане начинают с 5 лет, поэтому мы называемся English Nursery and Primary School. Для русских родителей ребенок в 5 лет - глубокий дошкольник, а для англичан это уже школьник. Главное, что я привезла сюда, - это профессионалов-учителей. Они не просто носители языка, сейчас такие везде. Недавно я была в одном детском саду, где сидит дядька - учитель лет 60-ти - и... молчит. Дети едят, а он молчит. Образование у него было естественнонаучное, он тут женился и решил поработать, но вот чем занять детей он не знает... Во многих местах это просто носитель, который непонятно что несет. А важно создать не только языковую среду, но правильную программу раннего развития. Время до 5-7 лет - золотое, закладываются основы интеллекта ребенка - кроме генетики и социальной среды есть и другие факторы, которые влияют на воспитание. Растет мозг, формируется ребёнок и закладываются знания языка...
- Но не рано ли в 3 годика учить ребенка языку?
- А он и не учит его. Язык - это инстинкт! У ребенка до 5 лет есть удивительный механизм -восприятие любого языка, в который он погружен, по алгоритму материнского. Нам с вами, чтобы выучить язык, нужно понимать грамматику, фонетику, а для детей этих правил не существует. У него будто есть компьютерная программа, которая воспринимает вашу речь и выдает ее в виде обратной связи. Если бы эти уникальные лингвистические способности сохранялись у нас, мы бы все были полиглоты, но, к сожалению, эти способности уходят с возрастом.
Как работает мозг ребенка, воспринимающий любой язык как материнский, для всех лингвистов - загадка. Нет ребенка, кроме аутистов и тех, кто вырос в джунглях, который бы не овладел языком.
- А можно учиться в русском садике, но отдавать ребенка на уроки английского? В чем тут разница?
- Проблема в том, что урочные методы, особенно без игрового элемента, тренируют память ребенка, но не погружают его в языковую среду. Да, он в состоянии запомнить названия предметов, но эти знания не переходят в речь. Родители удивляются: три года ходит на занятия по два раза в неделю, а ребенок не понимает и не говорит. А он и не будет говорить, ведь у него нет мотивации, ему неинтересно понимать учительницу, для него это абсолютно искусственная ситуация. Это как нам с вами учить латынь. Зачем? А итальянский, если мы любим Италию и вкусно покушать, мы скорее выучим. И ребенок, погруженный в среду, выучит любой язык, но только до 5 лет. А языковая среда - это как минимум 2 человека, как мама и папа, которые говорят между собой. В нашем случае - это педагог и ассистент, т.е. создана естественная языковая среда, поэтому и метод называется «метод погружения» или онтолингвистический подход к обучению английскому, единственный эффективный способ вырастить ребенка-билингва.
- То есть у вас в группе обязательно два преподавателя?
- Да, два и более носителей языка. Если класс маленький, то преподаватель всегда остается профессиональным педагогом-носителем, а ассистента преподавателя мы можем заменить на билингва. Группы разные - от 8 (старшие дети) до 20 детей. Ребенок постоянно слышит фоновую английскую речь, обращенную к нему, игровой элемент мотивирует детей говорить с тем, кто с ним играет.
- У вас какая-то своя авторская методика обучения?
- Нет, авторские методики меня пугают: это похоже на экспериментальные лекарства. Такие риски никому не нужны. Мы взяли за основу Британскую программу раннего развития, по которой работают все детские сады и международные школы, обучающие по английским программам за рубежом. Называется она Early Years Foundation Stage. Чем программа хороша? Она холистическая: все области развития ребенка одинаково важны: физическое, речевое, эмоциональное, социальное, творческое, математическое... Часто родители увлекаются модными педагогическими тенденциями. Ко мне однажды привели трехлетку, который мог отличить 78 от 87, знал, что больше, что меньше. Но он не умел общаться, на вопрос, во что ты любишь играть, он отвечал «не знаю» и смотрел на маму. И оживлялся только при виде цифр. Есть дети, которых родители мучают тем же английским, водят на разные курсы без толку, есть дети, которых очень рано пытаются научить читать, но какой в этом смысл?
- А очень рано - это когда?
- В 3-4 года. Классический пример: один папа рассказывает нам, что приходит с работы и сразу садится с сыном заниматься. Сыну 4,5 года! А ведь мальчики вообще позже развиваются, ему точно не нужно в этом возрасте чистописание. Мы молчим, а отец ждет похвалы: «У меня поздний ребенок, у меня ответственность». Спрашиваем, сколько занимается: «В 8 приду, в полдевятого сажусь читать и писать». А как мальчик? «Плачет... Но я его дожму!». Пытаешься объяснить, но это уже общая тенденция. Родители считают, что ранние интеллектуальные навыки необходимы детям в этом возрасте, но это удовлетворение их родительских амбиций. Меня, мол, в 7 учили читать, а мой сын уже складывает слоги по Зайцеву в три с половиной. Такие родители смотрят за нашими занятиями в камеру и спрашивают: «Что они у вас постоянно играют? Когда они будут заниматься?». А ведь игровая деятельность является ведущей в этом возрасте, поэтому дети учатся именно играя, а не сев без движения и отвечая на вопросы в 4 года.
- Какие ошибки родителей вы бы назвали основными?
- Стереотипы! Например: не надо ходить в детский сад, лучше возьмем гувернантку шестилетнему мальчику, который и так 6 лет просидел дома за забором. Есть еще один родительский стереотип: «мужчина-педагог - это больной человек с нездоровыми интересами, нам нужно брать только женщину, желательно постарше». Я объясняю: это нормальная для мужчины профессия, он учился в университете, он любит детей, он женат и у него есть свои дети, и у него весьма достойная зарплата! Когда в класс с шестью мальчиками меня просят поставить педагога-женщину, убеждаю родителей попробовать учиться у мужчины, они быстро меняют свое представление о мужчине-педагоге. И уже на следующий год просят оставить этого педагога в группе! Он играет с детьми в футбол, мастерит роботов, он - до 30 лет и ближе к ним по возрасту.
- Как воспитать не просто любознательного и талантливого, но еще и вежливого ребенка?
- Необходима правильная программа и доброжелательное отношение к детям. Каждое утро, когда ребенок приходит в ENS, его приветливо встречают все сотрудники! Один папа даже обратил мое внимание: его сын идет по садику и «собирает» восторги, насыщается позитивом, а не нашим «Иванов, заходи!». Игровой элемент, уважение к ребенку, никакого насилия, при этом строгие правила и языковая среда.
- Есть ли хоть какие-то минусы в английской системе?
- Да, конечно, и мы их убираем. ENS - это симбиоз: мы взяли лучшее из Англии - педагогику - и русский уход за детьми, предлагая им дневной сон, полезное разнообразное питание и каждодневный осмотр у врача.
- А если родители не говорят на английском, нормально ли отдавать ребенка в английский сад?
- Да, но придётся учить английский. Переводчиком мы быть не сможем. Вам захочется узнать, как ребенок себя чувствует и что он делает в саду. Классическая ошибка родителей: ну, Вася, сколько английских слов ты выучил сегодня? А он не учит, он живет, гуляет, ходит в туалет, клеит, вырезает, прыгает, поет, танцует, книжку читает, но ничего не учит. Работает механизм детского восприятия языка.
Многие приходят поздно - в 5 лет и без языка. Как правило, это дети, которые провели свое детство в обществе няни и родителей. Мы сделали специальные группы ESL - English as a Second Language, куда берем детей от 5 до 7 лет. У них интенсивная языковая программа и меньше, например, математики. И вот там игровой элемент включен на полную катушку. Проходит мимо меня преподаватель в форме. В фуражке. Я говорю: «Почему ты так странно одет?» «Потому что я таможенник. Смотри, сегодня все пришли со своими чемоданами. Они летят в Африку!». Представьте себе, 8 часов в день игр на английском языке. Например: изучили все про Африку, нарисовали флаги и паспорта, выучили 3 слова на языке зулу, прошли паспортный контроль, привезли свои чемоданчики, таможенник открыл-посмотрел, стюардесса подала им еду - и все это происходит в классе.
- Как сделать так, чтобы у русскоязычных детей английский не взял верх?
- Приводить к нам ребенка лучше уже в 2 года, но в группе всего 16 мест и они всегда заполнены. Основной набор происходит в 3 года. Приведу пример: спустя полтора месяца обучения девочка 4 лет дома за ужином, голосом преподавательницы мисс Луиз, спрашивает папу: «Would you like a cup of carrot tea?» «Нет, спасибо» - ответил папа. «Do you want a green tea?» - продолжает ребенок. Папа настойчиво отказывается: «Нет, спасибо большое». Махнув рукой, ребенок произносит: «Just try some!» - и налила чашечку чая изумленному папе. Они копируют все, артикуляционный аппарат у них настолько пластичен, что они воспроизводят абсолютно все звуки! К сожалению, взрослые на это не способны. Я всегда привожу пример Михаила Сергеевича Горбачева, который как «гыкал» в 5 лет, так и «гыкает» до сих пор. Поэтому важно слышать речь от носителя грамотного языка. Так вот - если вы пришли в 2-3 года, то за пару лет уровень подтягивается к уровню носителя (язык, понимание, говорение, чтение и письмо). С 4,5-5 лет мы вводим программу подготовки к русской школе. Плюс логопед отслеживает, чтобы не произошла негативная интерференция языков, когда дети начинают английские фонемы использовать в русском. Это плохо, мы вводим логопедическую программу и следим за звукопроизношением на родном языке. Это до 5 лет, но многие занимаются и позже.
Чтобы не допустить доминанты английского (а доминирует всегда язык социального общения, и порой ребенок не способен объяснить маме по-русски, чем он занимался в классе), мы проходим темы параллельно на русском и на английском, например, солнечную систему. План подготовки создан так, чтобы наши дети, заканчивая обучение у нас в 6,5-7 лет (если вдруг они поступают в русскую школу), легко вписались в российскую систему образования. Поступая в приличную школу, уже нужно читать и писать, и не было случая, чтобы наши дети не поступили.
- Детишки от вас уходят, идут в школы, идут в другую жизнь. Какие бы вы дали советы своим выпускникам? Что важно в возрасте от 8 лет и на десятилетие до окончания школы?
- Во-первых, практика: не прерывать занятия английским, язык может держаться на том же уровне, может развиваться, а может деградировать (коллеги по билингвальному развитию говорили о дегенерации языка). Для развития языка - чтобы в 18 лет не говорить на уровне 8-летнего - важны занятия минимум 3 раза в неделю: 2 в будни и 1 в выходной. И важно, чтобы это был образованный носитель языка. Страшно, когда наши дети попадают в типичную постсоветскую школу, где учитель говорит: вы, родители, думаете, что у вас самые умные дети, все, сели и учим! Английский заново от русской учительницы! Ребенок, который говорит лучше учительницы, не понимает, что ему делать. Возьмите французский, немецкий, но не заставляйте ребенка чувствовать себя умнее учителя. Кроме того, это пустая трата времени.
- Мария Юрьевна, почему до сих пор вы не открыли школу? Это была бы очень успешная бизнес-система.
- Я сейчас строю билингвальную школу в Подмосковье, где у детей обучение будет проходить по двум программам до 11 лет, когда у ребенка божественный английский и русский, много спорта, искусства и музыки. А в 11 лет родители решают: продолжить учиться в международной школе в Москве, пойти ли в хорошую российскую школу или уехать за рубеж.
- Какой вы помните самый трогательный комплимент благодарных вам родителей?
- Один папа, забирая ребенка после двух лет обучения в ENS, обернулся к жене и сказал: «Садик-то какой хороший! Жаль уходить. Давай еще одного родим!». Вот тут даже я прослезилась (Смеется).
Источник