Оригинал взят у
pravoe_org в
100 лет назад: Горячее лето 1916-го .«Мы не могли защитить город, оставили его без защиты, а сами пять дней спасались в казармах. Вокруг казарм сделали баррикады из телег, женщины и дети продолжали оставаться в казармах, а мужчины с пиками и вилами встали у баррикад. Вокруг города пылали зарева - это горели церкви и села», - так рисовал картину начала восстания 1916 года в Средней Азии настоятель Пржевальского городского собора Михаил Заозерский. История не дала современникам времени осмыслить произошедшее - уже через полгода подошла Февральская революция ...
«Никогда не забуду ночь с 14 на 15 августа, когда мы услали отряд спасать село Покровское, а сами остались с семью винтовками; киргизы в эту ночь начали уже поджигать окраины города. Какая была паника в казармах!
Пощады русским не было: их резали, избивали, не щадя ни женщин, ни детей. Отрезали головы, уши, носы, детей разрывали пополам, натыкали их на пики, женщин насиловали, даже девочек, молодых женщин и девушек уводили в плен. Когда в городе узнали об этих зверствах, началась паника. Один чиновник сказал мне: «Батюшка, мы все погибнем, спасения нам нет, но жену и четырех детей я не отдам на мучения, я их отравлю», - продолжал воспоминания настоятель Пржевальского собора.
...
(До этих событий) происходило ослабление контроля со стороны русской администрации - боеспособные войсковые части переводились на Европейский военный театр, мобилизация среди казаков привела к тому, что в селениях остались женщины, дети и старики. Так, Семиреченское казачье войско, на которое пришелся центр восстания 1916 года, насчитывая 45 тысяч человек, выставило на фронты Первой мировой 24 сотни казаков. Военные гарнизоны были разбросаны по обширной территории и не могли контролировать настроения местного населения и локальные выступления.
Проблемами колониальной политики русской администрации с начала войны стали активно пользоваться агенты Германии и Турции. Немецкая разведка поставляла через китайскую границу пропагандистскую литературу и оружие, в то время как Турция действовала через мусульманские центры и агитацию того явления, которое в позднейший период получило название «пантюркизма»
...
«Есть бесспорное основание считать виновников по агитации, во-первых, некоторые элементы из соседнего Кульджинского района, а, во-вторых, и агентов Германии: решимость главарей бунта созрела и окрепла неожиданно быстро потому, что в их заблуждениях их поддержали чьи-то прокламации, гласившие о слабости России, о непобедимости Германии и о близком вторжении в Русский Туркестан китайцев», - доносил в Петербург военный губернатор Семиреченской области.
Особую роль в подготовке восстания в Средней Азии сыграли лидеры разгромленной "Синьхайской революции", обеспечивавшие доставку оружия и наемников из Китая. Именно округ Кульджи в преддверие восстания стал центром активности китайского подполья и немецкой агентуры. Российские дипломаты в западном Китае обращались в Пекин с требованиями ограничить их действия, но должного внимания этим обращениям не придавалось.
...
Настоятель Пржевальского собора описывал положение, в котором оказались русские переселенцы в грядущем центре восстания Семиречье: «В начале июля сего года была объявлена мобилизация киргиз в качестве рабочих на войну; тотчас же всех нас объял страх, вскоре заговорили, что киргизы не подчинятся этому закону. В начале августа между русскими пошла молва, что резня русских начнется в начале августа в новолуние. Между тем киргизы обманывали начальство, целовали свой Коран, давали клятву, что исполнят закон, а сами в это время точили свои ножи и пики. Положение наше было ужасное: Верный в 400 верстах, до Пишпека 370 верст, до Ташкента 833 версты. В Пржевальске была караульная команда в 70 человек, из них в село Сазоновку было послано двадцать солдат и в село Кольповку - десять человек; в городе оставалось около сорока винтовок, весь народ находился на войне, в городе и в 26 селениях оставались одни старики, женщины и дети».
Начало активной фазы восстания свидетельствует о его подготовленности, наличии вожаков и плана - ударить по растянутым армейским коммуникациям и одиноким укреплениям переселенцев. Священник Заозерский писал: «10 августа киргизы внезапно одновременно напали на беззащитные русские селения всего уезда, угнали скот, который был на пастбище; в поле убито было около 200 человек. 11 августа они вновь напали на селения, начали избивать жителей и жечь дома… В 9 часов утра 11 августа, когда киргизы были в 9 верстах от города, а дунгане - в 4 верстах, я приказал ударить в соборный колокол - в набат. Весь народ прибежал на соборную площадь с ружьями, вилами, кольями и прочим вооружением; стали молиться Богу, я исповедовал, причащал, все готовились к смерти…»
Восстание изначально приобрело характер этнической чистки. Восставшие жгли хутора, убивали семьи переселенцев. В ряде мест погромами руководили дервиши-проповедники под лозунгами «священной войны». Погибшим в бою дервиши обещали райскую благодать шахидов, а главным лозунгом восстания стала вовсе не борьба с мобилизацией, а создание исламского государства, то есть в реалиях Средней Азии возвращению к состоянию пятидесятилетней давности - резни всех против всех. Разрозненные отряды восставших быстро сбивались в партизанские армии под предводительством «народных вождей» - полевых командиров. Среди них, и это также типично для дальнейшей истории Средней Азии, выделились религиозные лидеры, «поднявшие меч ислама», и главари разбойничьих шаек, продолжившие свой промысел с новым размахом. Большую известность приобрел имам Касым-Ходжа из села Заамин, который во время проповеди призвал паству к борьбе с неверными, лично убил полицейского пристава и повел новообразованный отряд в поход на станцию Обручево, по дороге грабя и убивая.
...
Самое точное описание восстанию дают воспоминания священника Заозерского и ему подобных очевидцев - это неожиданные и жестокие налеты конницы на мирные селения и повальное бегство восставших при появлении самых незначительных воинских формирований.
После первого шока от нападений русские общины в крае начали формировать отряды самообороны, и у восставших не осталось места для маневра - их боевой дух стремительно падал. Обещания германских и турецких агентов ввести в Среднюю Азию войска заранее были провокацией, а идея религиозной войны вылилась в кровавую резню мирного населения и не была поддержана подавляющей частью населения.
...
О жестокости мер по подавлению восстания много писалось в советский период и новейшая публицистика любит называть эти меры «лютыми». Такие оценки даются в отрыве от жестокости восставших, которые боролись не с администрацией и не с законом о мобилизации, а пытались провести этническую чистку, вырезав все русское население, забывая даже о принципе Чингисхана о сохранении жизни тем, кто не дорос до тележной оси. Также важно, что речь шла о военном времени, в которое Россия несла огромные потери и сталкивалась ежедневно со значительно большим кровопролитием на Европейском военном театре, а это не могло не деформировать психологию властей и военных. Наконец, эффективность подавления восстания сохранила многие жизни и весь край от катастрофы, к которой его неминуемо бы привела эскалация конфликта.
Один из современных исследователей вопроса Михаил Калишевский, констатирующий «лютость» русских карательных мер, пишет:
«Часто взятых в плен восставших расстреливали на месте безо всякого суда, либо убивали при конвоировании. Широко использовалась артиллерия, пулеметы, сжигались целые аулы. Особенно жестоко мстили «туземцам» казаки и поселенцы - имелись случаи, когда они поголовно уничтожали мужское население аулов холодным оружием».
Даже принимая на веру эти в целом абстрактные утверждения о неких аулах и якобы частых случаях, их сравнение с конкретным описанием начала восстания священника Заозерского не выдерживает критики.
Гораздо более значительным реальной угрозы оказался страх местного населения перед местью за устроенные погромы мирного русского населения. Начался «Большой исход» («Чон Уркун») казахов и киргизов в Китай. В нагнетании напряженности самый весомый вклад внесло местное духовенство, старавшееся путем развития исламского фанатизма, сплотить людей вокруг идеи религиозного государства, вопреки светской власти. Историки насчитывают до полумиллиона беженцев, бежавших на рубеже 1916 и 1917 годов в Китай.
...
Погромы русских на первом этапе также говорят и о националистической расцветке произошедших событий. Но сама организация восстания и его исход свидетельствуют в пользу того, что фундаментальное классовые и национальные противоречия в период Мировой войны, ослабления власти, разложения общества использовали внешние силы, и путем провокации организовали внутренний бунт. Единственной его задачей был вывод России из войны. (*) И, нужно признать, если в Средней Азии России напряжением сил удалось справиться с этой угрозой, то спустя короткий срок похожие события в самой ее столице привели страну к гибели, а ее окраины - ввергли в хаос.
всё - здесь,
http://www.easttime.ru/analytics/kyrgyzstan/oni-rvali-detei-na-chasti-ocherk-sredneaziatskogo-vosstaniya-1916-goda/5652 * - Примечание. Автор статьи правильно указывает на реальные причины туземного бунта в Семиречье, однако дает этот вывод вне контекста. Между тем, в 1916 году были и другие подобные восстания. Вот пара важнейших. Так, весной произошло "Пасхальное восстание" в Ирландии, против Великобритании, которое было поддержано Германией (хотя британцы смогли предотвратить поставку оружия восставшим немецкими кораблями). В свою очередь, Британия (и Франция) летом 1916-го поддержали Арабское восстание против Османской империи. Так что "гибридные войны" вполне активно велись и сто лет назад. Ничто не ново под Луной... А к чему это всё? Ну так ... просто в будущем развал так называемого "Казахстана" будет иметь многие черты, которые вполне отчетливо просматриваются в минувшем. Историю следует изучать, изучить, извлечь уроки, и - минимизировать число ошибок.