Годовой отчет ПАО "Компания "Сухой" за 2015 год

Jul 05, 2016 15:38

Опубликован утвержденный 30.06.2016 года на общем собрании акционеров годовой отчет ПАО "Компания "Сухой" за 2015 год.

В 2015 году были выполнены следующие работы:

- Боевой авиационный комплекс нового поколения (ПАК ФА) В соответствии с утвержденным планом-графиком по реализации государственных контрактов с Минобороны России и Минпромторгом России филиалами Общества «ОКБ Сухого» и «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» в кооперации с предприятиями авиапрома проводились работы по составным частям авиационного комплекса, включая ОКР. В 2015 году успешно завершен этап летных испытаний опытных образцов ПАК ФА по программе ПИ-1, реализуется второй этап программы ПИ-2. Опытные образцы ПАК ФА предъявлены для проведения государственных совместных испытаний (ГСИ). Выполнено в общей сложности более 700 полётов, что позволило отработать и подтвердить устойчивые характеристики боевого авиационного комплекса, отвечающие требованиям ТТЗ.

Фото: http://sergey-lutsenko.livejournal.com



- Перспективный многофункциональный истребитель (ПМИ) В рамках долгосрочной стратегии по взаимодействию Общества с зарубежными партнерами в 2015 году были продолжены переговоры с индийской стороной по уточнению условий контракта на ОКР ПМИ.
- Су-35С Филиалом Общества «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» изготовлена и осуществлена передача очередной партия самолетов Су-35С Воздушно- космическим силам Российской Федерации в рамках завершения обязательств по ранее подписанному контракту. Заключен новый контракт с Минобороны России на изготовление и поставку самолетов Су-35С. В рамках военно-технического сотрудничества с зарубежными партнерами подписан контракт на изготовление и поставку самолетов Су-35С для ВВС зарубежного заказчика. Новые контракты обеспечивают стабильную загрузку филиала Общества «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» на ближайшие годы и определяют перспективы его долгосрочного развития. В отчетный период были продолжены ОКР по совершенствованию боевого применения самолета, его адаптации к использованию новых авиационных средств поражения (АСП). Выполнен объем летных испытаний, позволивший получить сводный протокол по программе ГСИ.
- Су-34 Филиалом Общества «НАЗ им. В.П. Чкалова» изготовлена и осуществлена передача очередной партии самолетов Су-34 Воздушно-космическим силам Российской Федерации в рамках обязательств по контракту. В отчетный период, также как и в 2014 году, филиалом осуществлены сверхплановые поставки самолетов заказчику. За достигнутые высокие показатели при 2014 «НАЗ им. В.П. Чкалова» награжден почетной грамотой Правительства Российской Федерации. В 2015 года проводились ОКР по расширению боевых возможностей самолета, завершены этапы летных испытаний по дооснащению базового самолета Су-34 новыми видами АСП и унифицированными контейнерами разведки.
- Су-30М2 Филиалом Общества «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» изготовлена и осуществлена передача очередной партия самолетов Су-30М2 Воздушно- космическим силам Российской Федерации в рамках завершения обязательств по контракту.  Су-30МК2 Филиалом Общества «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» в рамках военно- технического сотрудничества изготовлена и поставлена зарубежному заказчику очередная партии самолетов Су-30МК2.

Приоритетные направления деятельности акционерного Общества

К приоритетным направлениям деятельности Общества относятся:
- разработка, серийное производство и поставка Минобороны России боевого авиационного комплекса пятого поколения (ПАК ФА) и на его основе разработка совместного российско-индийского перспективного многофункционального истребителя (ПМИ);
- серийное производство и поставка Минобороны России современных боевых самолетов Су-35С и Су-34, создание модификаций боевых самолетов различного назначения на платформе Су-35С и Су-34, модернизация ранее созданной авиационной техники, стоящей на вооружении Воздушно-космических сил Российской Федерации (Су-24, Су-25, Су-27/30); -
поставка на экспорт самолетов семейства Су-30МК, Су-34 (Су-32 - экспортный вариант) и Су-35С;
- разработка беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) различного назначения;
- организация и обеспечение послепродажного обслуживания военной авиационной техники, поставляемой для Минобороны России и на экспорт;
- организация и осуществление маркетинговых исследований;

Положение акционерного Общества в отрасли

Публичное акционерное общество «Авиационная холдинговая компания «Сухой» образована Указом Президента Российской Федерации от 26.10.2001 года № 1252. Основной целью Общества является извлечение прибыли за счет выполнения в полном объеме государственного оборонного заказа на разработку, серийное производство и поставки Минобороны России современной боевой авиационной техники, обеспечения эффективного послепродажного обслуживания и ремонта самолетов в процессе эксплуатации, а также выполнения экспортных заказов. На протяжении своего существования Общество входило в число мировых лидеров и являлось лидером отечественного авиастроения по объемам производства и экспортным поставкам военной авиационной техники. Проведенная в 2012 году реструктуризация Общества, с присоединением ведущего конструкторского бюро и серийных самолетостроительных заводов, позволила существенно повысить эффективность управления объединенной компанией. В своей деятельности Общество руководствуется выработанной государством стратегией развития отрасли, закрепленной в следующих документах: «Стратегия развития авиационной промышленности России до 2015 года», Федеральная целевая программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период 2011-2020 гг.», Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.», «Государственная программа вооружений на 2011-2020 гг. (ГПВ- 2020)». К основным типам серийно выпускаемых Обществом боевых самолетов относятся Су-30М2/МК2, Су-34 и Су-35С. На завершающей стадии испытаний находится перспективный авиационный комплекс 5-го поколения (ПАК ФА).

Объемы поставок военной авиационной техники на внутренний (ГОЗ) и внешний (экспорт) рынки
Год                    2013   2014   2015
ГОЗ (%)              74,0   92,5    85,4
Экспорт (%)       26,0   7,5     14,6

В период с 2013 года по 2015 год сохранилась тенденция превышения объемов поставок Обществом в интересах Минобороны России по отношению к экспортным поставкам военной авиационной техники. Общество сохранило ведущие позиции, как в российском оборонно- промышленном комплексе, так и на международном рынке боевой авиации. По оценочным данным самолеты марки «Су» с 2011 года по 2014 год занимали первое место на мировом рынке истребительной авиации. Основные конкуренты Общества в области военной авиации Основными конкурентами Общества в области военной авиации являются американские компании «Lockheed Martin» (F-16, F-35) и «Boeing» (F-15, F/A-18), а также западноевропейский консорциум «Eurofighter» (EF-2000). На отдельных региональных рынках конкуренцию составляют шведская компания «SAAB» (JAS-39 «Gripen»), французская «Dassault» («Rafale») и китайская «Chengdu» (J-10В, J-16, J-20, J-31). Серийное производство истребителя F-35 американской компании «Lockheed Martin», несмотря на имеющиеся трудности в доводке самолета, существенно изменит ситуацию и расклад сил на мировом рынке истребительной авиации. На начальном этапе экспортных поставок F-35 (с 2015 по 2017 годы) эти изменения не будут столь значительными. Однако в более отдаленной перспективе F-35 и российский ПАК ФА (российско-индийский ПМИ) будут являться основными истребителями пятого поколения, предлагаемыми на рынок. Экспортный потенциал серийно выпускаемого в США истребителя пятого поколения F-22 в настоящее время ограничен. Серийное производство F-22 в связи с высокой ценой и стоимостью приостановлено. По прогнозу консалтинговой фирмы «Forecast International» в 2013-2022 годах в мире будет произведено 2 887 тактических истребителей. Основную долю 1 053 воздушных судна (36,5 %) составят истребители пятого поколения F-35 производства «Lockheed Martin». Доля российских производителей составит 15,51 %, из них истребители марки «Су» - 11,9 %, «МИГ» - 3,61 %. Следует учитывать все возрастающий потенциал китайской авиапромышленности, проводящей агрессивную экспортную политику на мировом рынке военной авиационной техники. В настоящее время Китай значительно продвинулся в разработке собственных истребителей пятого поколения J-20 и J-31, которые в перспективе также могут составить конкуренцию американскому F-35 и российскому ПАК ФА.

Послепродажное обслуживание и подготовка авиационного персонала

В прошедшем году продолжалась работа по повышению эффективности деятельности Общества в сфере послепродажного и сервисного обслуживания авиационной техники, поставляемой для Минобороны России и на экспорт. Основное внимание уделялось поддержанию авиационной техники и технических средств обучения в исправном состоянии, их своевременному обеспечению запасными частями и другими видами необходимых ресурсов. Для решения задач по информационному обеспечению процесса технической эксплуатации и управлению процессами послепродажного обслуживания авиационной техники в 2014 году был создан «Центр ППО» Общества. В целях оперативного получения информации об отказах авиационной техники, анализа и разработки мероприятий по их устранению, в рамках ранее созданной структуры, организован «Ситуационный центр».  Начались работы по развертыванию аппаратно-технического комплекса, обеспечивающего работу «Ситуационного центра».
В 2015 году деятельность по послепродажному и сервисному обслуживанию была направлена на реализацию мероприятий, обеспечивающих повышение исправности самолетов марки «Су», в том числе:
- исполнение заключенных контрактов с ПАО «ОАК» в интересах Минобороны России на выполнение работ по сервисному обслуживанию самолетов фронтовой авиации, авиации ВМФ, ПВО и учебно-тренировочных самолетов, в части ремонта и модернизации авиационной техники, а также оперативного устранения неисправностей; - обеспечение гарантийного обслуживания парка самолетов марки «Су»;
- организацию заключения и исполнения долгосрочных экспортных контрактов на поставку и ремонт авиационно-технического имущества, включая контракты по схеме «door-to-door»; - организацию технического обслуживания, ремонта и модернизации ранее поставленных авиационных комплексов;
организацию поставки и обеспечение послепродажного обслуживания технических средств обучения и проведения обучения летного и инженерно- технического персонала заказчиков.
Текущая работа Общества в сфере послепродажного и сервисного обслуживания позволяет обеспечивать высокий уровень исправности парка самолетов марки «Су» и эффективно осуществлять послепродажное и сервисное обслуживание авиационной техники.

Основные направления развития акционерного Общества

Стратегией развития Общества на среднесрочную и долгосрочную перспективу 2004-2015 гг. (Совет директоров, Протокол № 1 от 28.07.2004 г.) с последующими уточнениями на период 2012-2014 гг. (Совет директоров, Протокол № 9 от 16.11.2011 г.) и на период 2015-2017 гг. (Совет директоров, Протокол № 14 от 25.12.2014 г.) определены основные направления развития Общества, филиалов, дочерних и зависимых обществ.
К их числу можно отнести:
- развитие продуктового ряда военной авиации на основе максимального использования платформы ПАК ФА, Су-34, Су-35С.
-Разработку и серийное производство беспилотных авиационных комплексов. Создание научного задела по разработке военной авиационной техники следующего поколения;
- дальнейшее повышение эффективности и производительности труда на предприятиях Общества;
- развитие индустриальной модели Общества, включая локализацию производства отдельных деталей, узлов и агрегатов для военной и гражданской авиационной техники на территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), с использованием предприятий среднего и малого бизнеса;
- реконструкцию и техническое перевооружение производственной и технологической базы филиалов Общества «ОКБ Сухого», «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» и «НАЗ им. В.П. Чкалова»;
- создание и применение сквозных цифровых технологий проектирования и серийного производства самолетов, использование композиционных материалов, нанотехнологий и суперкомпьютерного моделирования;
- оптимизацию и адаптацию организационной структуры управления Обществом в новых условиях функционирования; - увеличение капитализации Общества, привлекательности для инвесторов;
- дальнейшее совершенствование системы управления персоналом, включающей организацию целевой подготовки научных кадров, ИТР, специалистов и высококвалифицированных рабочих кадров в интересах Общества. Общество является получателем государственных капитальных вложений в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие оборонно- промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы». Денежные средства, полученные в рамках Федеральной целевой программы, направляются на реконструкцию и техническое перевооружение объектов Общества, включенных в указанную Федеральную целевую программу и Государственный оборонный заказ. Объемы капитальных вложений в конкретные программы разработки и производства военной техники, осуществляемые Обществом, филиалами, дочерними и зависимыми обществами носят закрытый характер и не подлежат публикации в годовом отчете.

Отчет о выполнении Обществом инвестиционных проектов (программ)

В соответствии с утвержденным распределением прибыли на финансирование инвестиционных проектов (программ) Общества в 2015 году было направлено 1 098 947 733 рубля (70,0 % от полученной по результатам работы Общества в 2014 году чистой прибыли), которые были использованы в соответствии с принятым решением. Основными направлениями инвестиционной деятельности были программы Су-35/Су-35С и ПАК ФА - ПМИ. Абсолютные объемы инвестиционных вложений в конкретные программы разработки и производства военной техники, осуществляемые Обществом, филиалами, дочерними и зависимыми обществами носят закрытый характер и не подлежат публикации в годовом отчете.

Продолжение по Отчету следует.

Су-57, КНР, Авиация, Рафаль, Индия, Алжир, j-20, БПЛА, Грипен, Годовой отчет, Су-34, ОПК, "Сухой", Су-35

Previous post Next post
Up