(107) - Тарковский и музыка

Dec 13, 2006 15:50


        Дорогие радиослушатели! Я хотел бы завершить год Андрея Арсеньевича Тарковского на "Радио Северного Камня" темой "Тарковский и музыка". Тому несколько причин: а) не хочется заканчивать на печальной ноте; б) Андрей Арсеньевич очень любил музыку, и музыка играет значительную роль в его картинах; в) В детстве Тарковский закончил музыкальную школу, и его дипломный фильм "Каток и скрипка" повествует о маленьком музыканте; г) Андрей Арсеньевич говорил, что если бы он не стал режиссером, он хотел бы быть дирижером; д) Да и наша радиостанция изначально декларировалась как музыкальная.

Я старался рассказать вам самое главное, что нужно знать о режиссере и его фильмах. В качестве источников информации я использовал какие-то отрывочные сведения из виденных мною в разное время телевизионных интервью с самим Тарковским, его сестрой Мариной Арсеньевной, сыновьями Арсением и Андреем, родственниками Анатолия Солоницына, передач о Гринько, Ярвете, Кайдановском и Быкове. В какой-то момент мне стало не хватать биографических сведений, а также информации о его зарубежных фильмах, и я обратился к интернету. Здесь моим основным источником стала замечательная книга Майи Туровской "7 1/2 или Фильмы Андрея Тарковского", в которой содержатся не только искусствоведческие статьи, но и биографические сведения, интервью с сотрудниками съемочной группы Тарковского, композитором Эдуардом Артемьевым.

Именно фрагменты интереснейшего интервью с Артемьевым из этой книги я и хочу здесь привести. Очень хотелось поместить здесь его рассказ о том, как они вместе с Тарковским экспериментировали, подбирая музыку к "Солярису", "Зеркалу" и "Сталкеру", но все мы жертвы формата, и наша радиостанция - не исключение. Итак, дальше - музыка, год Андрея Арсеньевича Тарковского на "Радио Северного Камня" завершают слова композитора Артемьева о режиссере Тарковском.

"Андрей Арсеньевич в семидесятых годах впервые дал мне возможность эксперимента электроники с оркестром: такое тогда можно было только в кино. Но сам он говорил: "В дальнейшем я хотел бы вообще отказаться от музыки. Музыка у меня в кадре только там, где я эмоционально не дотягиваю, где мне не хватает языка, где средства кино оказываются бессильными". Но в принципе он, где мог, старался обойтись и без музыки - я смотрел "Ностальгию", там очень мало музыки, в основном шумы. Вообще же Андрей Арсеньевич видел задачу композитора в том, чтобы выразить через акустическое - философское; музыка ли это в традиционном смысле или шумы - это вопрос средств.

Андрей обычно никогда не советовался ни с кем, куда и какую подобранную им музыку ставить. Он говорил звукорежиссеру, чтобы он нашел и переписал то-то и то-то, ставил эту музыку в картину, и всегда безошибочно. Видимо, постоянно слушая музыку, он уже к конкретно поразившему его произведению знал, какой будет кадр и как он будет его снимать. Связь здесь явная и неразрывная.

Вообще-то у него был один любимый композитор: Бах. И никого другого. В его картинах Бах есть обязательно или другие старые мастера: Монтеверди, Альбинони; если живопись, то Леонардо, например. Здесь логика простая: кино - молодое искусство без исторических корней, и он сознательно хотел искусственно воссоздать их. В этом смысле музыка и живопись, которую он любил, давали связь эпох.

Мы много с ним спорили. Он говорил, что хочет изгнать всякое чувство из своих картин, чтобы освободить дух. Это понятно, но искусство не философия, оно живо чувством. А он говорил: "Чувственное искусство - это этап пройденный. Возьми Баха - где там чувство? Там только мотор, движение, напор, организация формы - вот эта рациональность, а чувства нет никакого". - "Но ответное-то чувство вызывает". - "Да, потому что оно возникает как результат. Вот Моцарт - совсем другое" ... Действительно, в последних его картинах - "Ностальгия" или "Жертвоприношение" - нельзя сказать, что какой-то эпизод захватывает чувством, возникает иное: действительно духовность."
Previous post Next post
Up