Jul 26, 2006 14:27
(повтор от 05.10.2004)
Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Готовлю этот выпуск под впечатлением от просмотра американской версии фильма по роману Станислава Лема "Солярис". Даже не знаю, рекомендовать вам этот фильм или наоборот, - смелость голливудских кинопроизводителей поражает воображение. Но обо всем по порядку.
СЮЖЕТ И ПЕРСОНАЖИ
В целом, фильм, конечно, основан на событиях, описанных в книге Лема. Есть планета "Солярис", которая обнаруживает признаки разумности. Есть орбитальная станция, исследующая планету. Есть люди на станции, которым являются фантомы, материализованные разумным океаном "Солярис" из их подсознания.
Двум персонажам создатели фильма даже сохранили их имена - это Крис Кельвин - психолог, вновь прибывший на станцию, и Гибарян - покончивший с собой знакомый Кельвина. А дальше в команде "Солярис" произошла замена. Вместо физика доктора Сарториуса теперь у нас чернокожая женщина, менеджер проекта. Старый биолог доктор Снаут, называвший себя "мышонком", тоже оказался никому ненужным. Вместо него играет очень модный молодой человек с повадками рэпера. Американцы, наконец, внесли ясность, какие же именно фантомы являлись экипажу - по станции бегает десятилетний сын Гибаряна, а бывш. Снауту, как он сам утверждает, являлся его брат.
О РОЛИ НЕГРИТЯНСКИХ ЖЕНЩИН В ФИЛЬМАХ "СОЛЯРИС"
Негритянские, простите, афро-американские женщины играют особую роль в обоих фильмах "Солярис". Согласно роману Лема, покончившему с собой Гибаряну являлась чернокожая женщина. Когда в возрасте 12-14 лет я смотрел фильм Андрея Арсеньевича Тарковского в кинотеатре, я точно помню, что чернокожая женщина там присутствовала. Кельвин встретил ее полуобнаженную в коридоре станции, когда она направлялась в холодильную камеру к телу Гибаряна. Впоследствии я больше никогда не видел этого эпизода.
Американцы же, видимо, решив загладить оплошность Тарковского, а заодно - и Лема, выбросили нафиг доктора Сарториуса, а вместо него вставили корневую черную тетку, которая всем и командует. Стоит ли говорить, что это единственный член экипажа, про которого мы не знаем, какой именно фантом был для него материализован. Удивительно, как американцы со своим культом политкорректности не засунули в фильм еще представителя коренного населения, инвалида и представителя сексуальных меньшинств, хотя бы даже и в одном лице.
50 СЕКУНД ФИЛОСОФИИ
Что я могу сказать о философских рассуждениях о формах жизни во Вселенной, первом контакте человечества с внеземным разумом, познанием человеком себя и прочей дребедени, которой изобилует роман Лема и фильм Тарковского? Не слишком много. По правде сказать, ничего. Их просто нет в голливудском фильме! Однако, при ближайшем рассмотрении удалось обнаружить пару диалогов на философские темы. Первый - секунд на двадцать, - в котором промелькнула мысль о том, что человек - единственное из живых существ, осознающее себя смертным. И второй - секунд на тридцать - модная смесь из нескольких мировых религий, впрочем, как и первый, не имеющий никакого отношения к книге. Естественно, музыка Баха оказалась бы в этом фильме неуместной.
НО ЗАТО! ЗАДНИЦА ИЗВЕСТНОГО ГОЛЛИВУДСКОГО АКТЕРА
Присутствует.
А УБИЙЦЕЙ ОКАЗАЛСЯ ШОФЕР
Но, по-настоящему недецким оказался финал фильма.
Материализацию бывшей жены Кельвина как и положено аннигилировали по ее же просьбе. Только мотив оказался другим: если раньше она это делала из любви к главному герою и нежеланию доставлять ему страдания, то теперь - из своей склонности к суициду.
Кельвин с корневой черной теткой обнаружили труп бывш. Снаута. Этот гад - молодой рэпер - оказался его фантомом. "Иду я, - говорит, - по коридору, смотрю, оригинал идет за мной и явно хочет убить. Ну, я его и… А что делать?"
А когда психолог Крис Кельвин, мотавшийся в командировку на "Солярис", чтобы разрулить все это дело, вернулся на Землю, и у себя на кухне случайно порезался ножом, - кровь-то вытер, смотрит, - а ранки нет! Тут-то он и понял, что он вернулся как фантом, а не оригинал. А где же оригинал? А вот он - на орбитальной станции остался. Пока оригинал по коридорам станции слонялся, его фантом быстренько шасть на челнок к корневой черной тетке и - вперед на Землю-матушку.
Так они и остались на станции втроем - Кельвин и фантомы малолетнего сына Гибаряна и этого молодого рэпера-отморозка. А к Кельвину потом и бывшая умершая жена снова вернулась, только не понятно, то ли она на Земле материализовалась для его фантома, то ли на станции - для оригинала, то ли уже в недрах планеты "Солярис", когда станция упала в океан. В общем, вышло им обоим счастье.
P.S. Как известно, Лему не понравился снятый Тарковским фильм по его роману. Они разругались, Лем обозвал Тарковского "дураком" и уехал к себе в Польшу. Однако, в свете последних событий, я бы предложил доснять концовку голливудского фильма - Станислав Лем (ныне здравствующий) падает на колени перед фантомом Тарковского и, рыдая, восклицает - "Прости меня, Андрей Арсеньевич!, прости-и-и-и..."