Jul 12, 2006 12:07
А вот и наша "мадонна рафаэлева" - "Солярис" А.А.Тарковского! Фильм снят в 1972 году по одноименному роману польского писателя Станислава Лема. Действие романа / фильма разворачивается за пределами Солнечной системы на космической станции, вращающейся вокруг разумной планеты-океана "Солярис". Ученые исследуют океан, но и океан исследует их, материализуя "гостей" - живых существ, образы которых он получил из подсознания людей. Это Контакт! Но беда в том, что материализуются не просто образы, а образы из потаенных желаний человека, часто постыдных. "Раньше это только мелькнуло в твоих мыслях, а теперь оно рядом и неразрывно связано с тобой". И непонятно, что это - эксперимент, наказание или, может быть, подарок?
Главного героя - психолога Криса Кельвина играет литовский актер Донатас Банионис (ранее - разведчик в "Мертвом сезоне", впоследствии - председатель в "Приключениях принца Флоризеля"). Анатолий Солоницын (в предыдущем фильме мастера исполнил роль Андрея Рублева) здесь играет "злого гения" доктора Сарториуса. Николай Гринько (в "Рублеве" - наставник Андрея, впоследствии - Папа Карло в "Буратино") сыграл отца главного героя. Вообще, Гринько, похоже, ассоциируется у Тарковского с образом отца, во всех его фильмах он играет или отца главного героя или старшего наставника. Замечательно играют Наталья Бондарчук (Хари), Владислав Дворжецкий (пилот Бертон, ранее - генерал Хлудов в "Беге"). Первоначально планировалось, что роль руководителя станции Гибаряна сыграет друг Андрея Арсеньевича - режиссер Сергей Параджанов.
Особо хочется отметить Юри Ярвета. Кто-то из коллег посоветовал Тарковскому пригласить на фильм этого эстонского актера и настоять, чтобы свою роль, несмотря на акцент, он озвучил сам. Очевидно, Андрей Арсеньевич видел Ярвета в главной роли "Короля Лира" Козинцева (1970), там же в роли второго плана снимался и Банионис. Юри Ярвет здесь играет доктора Снаута, "мышонка", как он просит себя называть. Когда я думаю о фильме, трогательный образ "мышонка"-Снаута часто встает у меня перед глазами, особенно сцена где он впервые встречает прибывшего на орбитальную станцию Криса Кельвина, и на вопрос Кельвина - узнал ли он его, не в силах понять, кто перед ним - "гость" или человек, - отвечает "Да? да?"
Как случилось, что после фильма о войне и исторической картины Тарковский снял "космический" фильм? Говорят, что Андрей Арсеньевич был любителем фантастики, а для чиновников от кино он обосновывал целесообразность производства картины тем, что "советский зритель хочет смотреть качественные научно-фантастические фильмы, и они будут иметь коммерческий успех в прокате". Ну, и опять же, автор романа Станислав Лем - писатель из дружественного социалистического лагеря. Отрадно, что Андрей Арсеньевич обошелся в картине без людей будущего с волевыми подбородками, бластеров и прочей "космической" машинерии. Видимо, благодаря лаконичности изобразительных средств техники будущего, в фильм изумительно вписалась музыка Иоганна Себастьяна Баха и электронные гармонии Эдуарда Артемьева.
Еще на этапе разработки сценария произошла "творческая" встреча Лема и Тарковского. Станислав Лем приехал в СССР по каким-то своим писательским делам и ничего не знал о режиссере Тарковском и готовящихся съемках фильма. Андрей Арсеньевич же посчитал своим долгом встретиться с Лемом, чтобы рассказать автору романа о своей работе над сценарием. Лучше бы он этого не делал! Во время встречи Лему не понравилась трактовка режиссером его произведения, особенно его возмутили персонажи и сцены, добавленные Тарковским в фильм. "Вы, русские, как всегда снимаете "Преступление и наказание" - сказал он Андрею Арсеньевичу, обозвал его "дураком" и уехал к себе в Польшу, ну или что-то в этом роде.
Лет десять-пятнадцать назад я несколько раз перечитал всего Лема. Он, безусловно, выдающийся мыслитель, но как писатель грешит слабыми концовками. Бывает, что какой-нибудь философский роман из ста страниц вдруг резко заканчивается одной незамысловатой: "солнце встало, птички запели, он понял, что жизнь продолжается, конец". Я считаю, что Тарковский усилил произведение Лема, расставив свои акценты и изменив финал. Да, "Солярис" - значительный роман, он наслуху у ценителей научной фантастики и его название известно даже массовому читателю. Но если бы не фильм, то по-большому счету роман так и не стал бы достоянием широкой аудитории, как неведомы ей другие произведения польского мыслителя. Мне кажется, Станислав Лем должен быть благодарен Андрею Арсеньевичу за такую гениальную экранизацию его романа. "Солярис" Тарковского подарил бессмертие "Солярису" Лема.