У Аси Михеевой обсуждают типы геройского пути и дали ссылку на статью Ле Гуин "нарратив в форме копья и нарратив в форме сумки":
https://fantlab.ru/blogarticle18226 И у меня наконец сложилось про компьютерные игры.
Не то чтобы там нарратив как-то принципиально *лучше* (то есть, он лучше блокбастеров, но это планка настолько низкая, что могла бы быть подземной).
Но поскольку игра анти-нарративна, в ней очень легко выводить те сюжеты которые мы пока не очень умеем писать. Подперев все провисающее геймплеем и палками.
(чтобы писать такие истории буквами в фантастике требовалась Ле Гуин, а она закончилась совсем вся)
Можно приблизительно что-то такое новое нащупать, но не слишком его прорабатывать.
И тогда (закономерный вывод) игры ближе к фольклору и мифу, получается? Коллективное творчество из которого лезет коллективное же бессознательное, ценный субстрат на котором растет что попало.
(все за что мы любим низовую культуру)
И вот в них просачивается тот самый запрос на метод сумки.
Не всем в принципе интересно забороть босса, кто-то хочет ходить по древним руинам и собирать там штуки.
Кто-то неделями дешифрует рунические надписи на стенах, потом пишет многостраничный анализ как это увязывается с историей мира.
В итоге, получается, например, история о человеке уходящем в паломничество и умирающем по дороге (игрок остается с абсолютной уверенностью что путь стоил того).
История о человеке, который становится тем, кто сновидит мир.
История о перемирии в войне.
История о необходимости решать проблему вагонетки.
иногда получается Диско Элизиум
every school of thought and government has failed in this city but I love it nonetheless
И ценность сеттинга.
Сон о солнечном осеннем дне у озера, не отличающийся от реальности ничем, кроме того что лодки висят в метре над водой.
Растение, которое можно найти только там, где истончилась граница между этим миром и потусторонним.
Туманный город, который принимает форму бессознательного героев (бесполезно убивать кого-то, но расплети внутренний кошмар и город станет обычным).
И прочая вот такая милая ерунда, вообще никак не похожая на путь героя.
Но будем честны, меня она интересует гораздо больше.
И получается что фантастику на самом деле не надо уводить в сторону серьезных романов, она не для этого. Имеет смысл, вооружившись фантастикой как инструментом, переписывать и прорисовывать мифы, которые внутри нас пока есть только в форме потенциала. Заколдовывать мир обратно.
(что, собственно, и делал Толкиен)
upd: вспомнила. ещё Шиничиро Ватанабе истории по методу сумки рисует
и Куросава во многом такое снимал (но он много больше этого)