(Untitled)

Jan 13, 2017 16:35

Еще про мононоке и ужастики в разных культурах ( Read more... )

too short to be a templar, садако спаси меня

Leave a comment

klenovyi_lys January 13 2017, 22:09:13 UTC
да, мне кажется, тут дело в том, что христианство страдание нормализовало, наделило фиксированным, понятным (и в этом фастфудным) смыслом и целью. и дальше, уже как общественный институт, который почти неизбежно нуждается в инструментах подтверждения членства и исключения, объявило остальные формы страдания невалидными. (поэтому мне так странно от цитаты из Бердяева выше - она мне звучит именно попыткой обозначить границы санкционированного и осмысленного страдания и обесценить остальные). (и здесь одно из мест, где оно, по-моему, смыкается с культурой насилия - в отрицании ценности различия.) (а от осмысленного и санционированного страдания - недалеко до осмысленного и санкционированного насилия с воспитательной, очистительной и т.д. целью.)
другое дело, что и тогда, и на протяжении, и теперь все равно могут появляться отдельные люди и практики, которые используют инструментарий христианства, чтобы валидировать, а не обесценивать свое и чужое различие.
сижу думаю - я, конечно, не специалист и мало чего свежее Фрезера и Фрейденберг в этой области читал, но все эти страдающие, умирающие и возрождающиеся боги - они же там везде были в Средиземноморье и не только, и Дионис-Загрей, и самооскопляющиеся жрецы Аттиса и Кибелы, и Один на ясене. но это, мне кажется, больше про какой-то чистый хаос и ужас бытия, который ну вот просто есть. и мы ему подвержены, он за нами приходит сколько-то раз в год, но все равно живем. а христианство - во многом о том, чтобы этот ужас поместить в телеологический нарратив и таким образом приручить, и вообще все страдание в пределе желательно отменить и соборно радоваться, малиновый звон и Алеша Карамазов.

это все, конечно, из моего угла. мне христианство никогда толком в голову не помещалось, я его как-то не могу.

Reply


Leave a comment

Up