В известных культурах имена есть, даже если они табуированы. Иногда считается, что самое-самое подлинное имя неизвестно, но при этом оно есть (с Аллахом так, например, с Амоном и т.п.). Как правило, в таких случаях с подлинным именем связаны всякие дополнительные заморочки, типа обретения власти над именуемым, гнев именуемого или вера в то, что божество сотворилось, произнеся собственное имя. Но, повторю, в любом раскладе имя есть, чаще оно известно, чем нет, но так или иначе табуировано.
А Амона не упоминали по имени? Я традиционно все пропустила. :)
Спасибо, это ценное дополнение. Я пытаюсь понять откуда взялись, например, Безымянные у Ле Гуин, Старые Боги и Иные у Мартина, ну и так далее. Еще некие Они в фильмах ужасов (вроде The Village, например).
У Амона еще самое-самое имя есть, которого ничто не знает) Как и у многих. А взялись - понятно, откуда, как обобщенный хаос, базовый анимализм, когда силы и стихии еще не переосмысливаются и не персонифицируются. То есть, строго говоря, любая религия proper, даже самая примитивная, - это уже следующая ступенька.
Проблема фэнтези в том, что они смешивают вот это вот анималистическое и дорелигиозное с довольно развитыми культурами, чего, в принципе, быть не может. В реальности это вода и масло - не смешиваются.
Всё, паззл сложился. :) А то я нашла у себя этот уровень психики и положенные эмоции (безымянность всего и не-разделение мира на части), попыталась найти выражение в культуре и упс.
Вопрос "а как же имя" возник потом, когда я в нормальный свой стиль мышления вернулась. :) Во всех мифологиях поименовано, а у меня не поименовано. Раз так, то с тем ли я имела дело, что в мифах описано?
Ага, ну оно через копание доречевых травм и всплыло. :) Только доречевая травма из этого пространства - это что-то... эээ... мелкое. (очень смеюсь)
Не: ну люди могут на протяжении жизни в разные детские состояния впадать, в том числе и в банальный анимализм ))) Ночью в лесу в одиночку так и вообще запросто) Вопрос в масштабах и длительности явления)
Ага, а древние хтонические божества (ну, допустим, титаны и гекатонхейры) - это ссылка на то анималистическое, как на вводных курсах по религиоведению и говорят, так? Но к этому моменту представители культуры уже в состоянии назвать свои страхи и классифицировать стихии, поэтому имена у них появляются. (даже если, допустим, они имеют имена богов из религии другого народа, ранее обитавшего на этой территории, то хтонь сливается с этими богами и они меняют функции. или я путаю?)
Типа того, но там не совсем линейно. Они дробятся, переосмысливаются, кто-то в пантеон идет, кто-то в более другой пантеон, типа всяких там асов-ванов, первого-второго-третьего поколения у греков и т.п. Ну а дальше вообще уже полный фарш, с присоединением соседских пантеонов, понижение в ранге прежних божеств в связи со сменой формации и т.п. Ближе всего к тому, про что ты спрашиваешь, первое поколение греческих богов, Скотос/Хаос, но в культурное время они все тоже давно переосмыслены.
Ну в принципе есть некая "бездна" в Ветхом Завете, не имеющая имени. Согласно одной из точек зрения, она соответствует Хаосу (Тиамат) в вавилонском эпосе и имеет некоторые признаки одушевлённости.
Но это лишь одна из точек зрения, и есть убедительное опровержение (что это не какая-то сущность, а просто "морская глубина").
Да, но суть в том, что подобные штуки могут оставаться в более-менее культурном эпосе / мифологии именно как ошметки чего-то более отдаленного, но и то в переосмысленном и переиначенном виде. К письменной культуре все это давно быльем поросло и не фигурирует в сколько-нибудь изначальном виде. Очень разные ступеньки в развитии.
Но, повторю, в любом раскладе имя есть, чаще оно известно, чем нет, но так или иначе табуировано.
Reply
Спасибо, это ценное дополнение.
Я пытаюсь понять откуда взялись, например, Безымянные у Ле Гуин, Старые Боги и Иные у Мартина, ну и так далее.
Еще некие Они в фильмах ужасов (вроде The Village, например).
Reply
А взялись - понятно, откуда, как обобщенный хаос, базовый анимализм, когда силы и стихии еще не переосмысливаются и не персонифицируются. То есть, строго говоря, любая религия proper, даже самая примитивная, - это уже следующая ступенька.
Проблема фэнтези в том, что они смешивают вот это вот анималистическое и дорелигиозное с довольно развитыми культурами, чего, в принципе, быть не может. В реальности это вода и масло - не смешиваются.
Reply
А то я нашла у себя этот уровень психики и положенные эмоции (безымянность всего и не-разделение мира на части), попыталась найти выражение в культуре и упс.
Reply
Reply
Reply
Дети неговорящие могут, да.
Reply
Во всех мифологиях поименовано, а у меня не поименовано. Раз так, то с тем ли я имела дело, что в мифах описано?
Ага, ну оно через копание доречевых травм и всплыло. :)
Только доречевая травма из этого пространства - это что-то... эээ... мелкое.
(очень смеюсь)
Reply
Reply
Я не претендую на Полное Возвращение к Истокам, конечно же. :)
Reply
(даже если, допустим, они имеют имена богов из религии другого народа, ранее обитавшего на этой территории, то хтонь сливается с этими богами и они меняют функции. или я путаю?)
Reply
Ближе всего к тому, про что ты спрашиваешь, первое поколение греческих богов, Скотос/Хаос, но в культурное время они все тоже давно переосмыслены.
Reply
Но это лишь одна из точек зрения, и есть убедительное опровержение (что это не какая-то сущность, а просто "морская глубина").
Reply
Reply
Leave a comment