Я уже высказывал кратко свое мнение -
здесь и
здесь. Но шумиха продолжается, высказываются все, кому не лень, кроме профессиональных моряков. Моя точка зрения:
Во-первых, был не один, а два инцидента. Первый - это акция "Гринпис" по вывешиванию банера на вышке "Приразломная". Второй - захват российскими пограничниками судна "Arctic Sunrise". Они связаны между собой только участием в обоих одного и того же судна.
Первый.
Официальную точку зрения излагать не буду. Расскажу, как все должно было быть. Ледокол "Arctic Sunrise" направляется к вышке. Для того, чтобы знать об этом, не надо участия спецслужб, передвижение гражданских судов легко отследить в интернете. Допустим, не отследили, персонал "Приразломной" в полном неведении. Независимо от этого и на вышке, и на ледоколе работает навигационная и связная аппаратура. Дежурный на вышке как минимум за пару часов (скорее всего раньше - все зависит от высоты антенн, а на вышке их можно разместить достаточно высоко) на радаре замечает приближение судна. Через AIS(Automatic Identification System) он определяет название судна, его позывные, размеры, количество экипажа. Соответственно, понятно, что от судна принадлежащего "Гринпис", можно ожидать какой-то выходки, но отнюдь не насильственной - никакого пиратства и вообразить нельзя. С вышки вызывают судно по УКВ, пытаются договориться. Одновременно готовятся к встрече. Не открою ничего нового, но лучшее средство для отпора несакционированного проникновения на судно нарушителей без огнестрельного оружия - пожарные шланги. Это знает каждый профессиональный моряк. В свое время при прохождении Малаккского пролива все суда выставляли на палубе дополнительную вахту с включенными брандспойнтами. И это действовало практически безотказно даже на судах с надводным бортом в несколько метров и в тропиках. На "Приразломной" же высота борта не менее 15 метров (судя по фотографиям). Взобраться на такую высоту против струи ледяной воды (Арктика!) невозможно. То есть в конце концов работники вышки докладывают об успешном отпоре экозащитникам и получают поощрения. Мокрые гринписовцы докладывают о проведенной акции, которую не смогли завершить по обьективным причинам, и получают свои поощрения. Все довольны, никаких жертв, все смеются)))
Второй.
Через день, когда "Arctic Sunrise" идет свои ходом в нейтральных водах и не представляет никакой опасности, на него высаживается вооруженная российская банда, захватывает судно, берет экипаж в заложники, грабит судовое имущество и личные вещи экипажа. Это - пиратство. Если уж российские власти так задела акция "Гринпис", то они могли обратиться в международные инстанции. Судно не может быть в море вечно, и в первом же порту захода было бы проведено расследование инцидента. Силовые меры в море могут быть оправданы только в случае, если есть бесспорные свидетельства о возможной угрозе со стороны этого судна для судоходства. Этого не было.