Князь-диссидент обличал царя в безвинных гонениях против московской знати, но в то же время его жизнь в Литве показала несовместимость московского боярина с чуждой общественной средой. Курбский до самой смерти не выходил из-под суда и искренне не понимал, почему он «княжа на Ковлю» не может «чинить бой морды» своей жене - знатной панне Гольшанской, раздавать слугам данные ему в держание короной земли или посадить евреев-заимодавцев в пруд с пиявками.
(с) Выбирая свою историю. Развилки на пути России: от Рюриковичей до олигархов
* * *
О холопстве как национальной идее головотяпов и об их любви к треугольному мироустройству в этом дневнике писалось и раньше*. В этой связи невредно заметить, что когда т.н. либеральный головотяп, волею судеб или по собственной блажи выбитый из привычной вертикали, оказывается в невертикальной среде (например, в эмиграции), он в большинстве случаев впадает в хандру, старается как можно скорее уйти от солнца в отбрасываемую утраченной пирамидой треугольную тень, чтобы, завернувшись в нее как в плащ, накинуть ее себе на плечи, или же начинает рисовать на песке альтернативные измерения и оси, стараясь оказаться на них где-то вверху, и во всяком случае не ниже надворного советника (а это чин подполковника). Безразлично, пойдет ли речь о духовной гонке, чемпионате скромности, интеллектуальном снобизме, новоиспеченном расизме, душелюбии, людоведении и радикальном гуманизме самого саблезубого свойства - исходный менталитет останется прежним, а головотяп и гигант новой тяпской демократии окажется во главе свежего угла.
_____
*
https://nornixi.livejournal.com/15864.html Click to view