Во время Второй Мировой войны обустройство метеорологических пунктов, плавучих или наземных, было исключительно важным делом для всех воюющих держав. Данные об изменения погоды были нужны как морякам, так и летчикам. Кто владел точной информацией о погодных условиях, тот обеспечивал себе стратегическое преимущество. По метеосводке принимались решения о перемещениях войск и грузов, предсказывались возможные действия противник. В СССР это был единственный период времени, когда метеорологи не ошибались…)))
Очень большое значение обустройству метеостанций придавало и командование вооруженных сил Третьего рейха.
Для организации метеостанций привлекались лучшие специалисты, одним из которых был, мобилизованный в 1940 году Вильгельм Деге.
Деге с женой и сыном
Деге, родившийся в 1910 году закончил в 1931 году Педагогическую академию Дортмунда, работал учителем начальной школы города Мюнстер. Изучал географию, геологию и историю в университете. В 1935, 1936 и 1938 годах участвовал в экспедициях на Шпицберген.
В 1939 году выпустил книгу о своих исследованиях Шпицбергена. К моменту призыва на службу был уже опытным полярником, владеющий языками региона. Деге, как гражданскому специалисту, не имеющему военного опыта, было присвоено звание зондерфюрера и, в итоге, поручено командование метеостанцией «Старый вояка» («Haudegen») на Шпицбергене, в рамках операции «Боевой конь». К тому времени, ранее использовавшиеся самолеты собиравшие метеоданные перестали совершать полеты и было принято решение развернуть сеть стационарных метеостанций.
В начале сентября 1944 года в Рийп-фьорде на острове Северо-Восточная Земля недалеко от Шпицбергена, с судов снабжения «Карл Дж. Буш» и «Гессен» и подводной лодки «U-307» (будет потоплена 29 апреля 1945 года в Баренцевом море близ Мурманска, СССР, глубинными бомбами с британского фрегата HMS Loch Insh. 37 человек погибли, 14 членов экипажа спаслись) была высажена группа из 11 человек, во главе с Деге. При этом, на время перехода Деге разделил свою команду на равные части между судами и подводной лодкой.
13 сентября суда достигли назначенного пункта и встали на якорь недалеко от берега. Разгрузка и строительство станции были завершены за две недели, и 27 сентября «Карл Буш» и «Гессен» в сопровождении субмарины благополучно ушли в порт Нарвик. Вместе с группой было выгружено 1800 ящиков различного снаряжения: пару готовых деревянных домиков (жилой блок на 50 кв.м. и сауну), метеорологическое оборудование, провиант, дрова, различные подсобные материалы и боеприпасы. Вся операция обошлась в 2 млн. рейхсмарок, что, в тот момент, равнялось стоимости 6 средних танков.
На острове группа Вильгельма Деге оборудовав метеорологическую станцию, регулярно снабжала немецкое командование актуальными погодными сводками. Метеорологи обустроились за три дня и сразу приступили к исполнению своих служебных обязанностей. В свободное время они совершали лыжные прогулки по острову, охотились на белых медведей и коротали длинные полярные ночи за учебниками по истории, математике и литературе.
Группе Деге повезло - за все время пребывания на острове они так и не были обнаружены. Время шло, война подходила к концу, метеосводки с материка запрашивались все реже, а потом надобность в них и вовсе отпала. О капитуляции Германии люди Деге узнали по приемнику. Из-за поломки рации группа не имела возможности самостоятельно выйти в эфир, имея только возможность слушать радио.
Вообще немецкие синоптики работали в тяжелейших условиях, когда о полноценном снабжении или срочной эвакуации в экстренных случаях уже не было и речи. Так погиб практически весь персонал станции «Таагет», а единственный оставшийся в живых человек был снят немецкой подводкой лодкой в апреле 1945 году.
Метеорологи понимали свою дальнейшую судьбу но все равно надеялись на эвакуацию в Германию. Когда последние надежды на помощь с Родины иссякли, в конце мая 1945 года, брошенным на произвол судьбы островитянам удалось установить кратковременную радиосвязь с британскими частями, дислоцировавшимися в норвежском портовом городке Тромсо и запросить помощь.
Англичане пообещали направить на остров специальное судно, однако долго не могли установить точное место дислокации группы. Все лето 1945 года в эфире царило гробовое молчание и немецкие метеорологи уже было начали настраиваться на вторую (вынужденную) зимовку. Но к счастью для немцев, 30 августа пришло спасительное сообщение: «3.09. вас заберет судно «Блаазель».
Счастью брошенных на произвол судьбы немецких метеорологов не было предела, когда утром, 3 сентября 1945 года, они наконец увидели приближающееся к острову норвежское рыболовное судно «Блаазель».
Капитуляция группы Деге
Капитан судна Людвиг Альбертсен сошел на берег и обнял Вильгельма Деге, своего старого друга и коллегу, с которым он еще до войны принимал участие в нескольких арктических экспедициях. Деге и его группа сдали норвежцам свое табельное оружие: 1 пулемет, 9 винтовок и 1 пистолет (несколько винтовок, правда так и осталось в тайнике и были извлечены оттуда лишь в 2005 году).
Метеостанция в 2005 году
Таким образом, эти работники метеослужбы, как военнослужащие, являются последним капитулировавшим подразделением вооруженных сил Третьего рейха, а дату 3 сентября 1945 года можно считать окончанием капитуляции немецких войск во Второй мировой войне.
Вообще немецкие метеостанции в Заполярье работали в обстановке строгой секретности. О существовании большинства из них стало известно лишь спустя годы после войны, когда норвежские экспедиции стали обнаруживать следы их пребывания в Гренландии, на Шпицбергене и на острове Медвежий. Сооружения уже были частично разрушены суровой погодой, а склады разорены набегами белых медведей. Затем в 1984-1985 гг. все уцелевшие предметы и оборудование по решению норвежских властей были собраны и вывезены на материк. После реставрации их передали в «Свальбард-музей», находящийся в г. Лонгьёрбьен (Лонгийр), на Шпицбергене, и в «Форсварс-музей», расположенный в Осло.
Что же касается секретных метеостанций Люфтваффе и Кригсмарине в Советском Заполярье, то тут все гораздо сложнее. Местоположение некоторых из них определено лишь приблизительно. Да и остальные практически не обследованы. Так, например, мины вокруг станции «Кладоискатель» на острове Земля Александры были обезврежены лишь в 1990 г. Причем это произошло только после того, как норвежский полярный историк Сьюзан Барр нашла карту мест их установки, сделанную в свое время Рудольфом Гарбати (Rudolf Garbaty), одним из членов немецкой экспедиции, и затем передала ее советским властям.
И кто еще знает, сколько тайн хранится среди белого безмолвия. Можно упомянуть, что, например, на той же Земле Александры советские летчики и моряки в 50-60-е гг. случайно обнаружили в бухте Нагурского некую подскальную базу подлодок Кригсмарине. Она представляла собой грот, в котором для пополнения запасов топлива, продовольствия или оружия, а также для небольшого ремонта могли укрыться две субмарины.