Речь, составленная для финского Паасикиви 25 октября 1941 года к падению Ленинграда. По понятным причинам никогда не была произнесена.
Сограждане!
До нас дошли вести, что великие вооруженные силы Германии захватили Петербург. Эта бывшая блестящая столица России, находящаяся у нашей границы, пала в первый раз в своей истории. Эта весть, хоть и ожидаемая, но возбудила радость в душе каждого финна.
Осенью 1939 года безопасность Петербурга была перед финской войной главным обоснованием советских требований на переговорах в Москве. По их словам, Петербург - город Ленина - был в опасности, ведь финская граница была во всего 32 километрах. Такие же причины безопасности Петербурга стали главным обоснованием требований Кремля к Эстонии. Ход событий продемонстрировал, что эти обоснования не имели под собой никакой почвы.
Уничтожение независимости Эстонии и других балтийских стран не защитило Петербург и не спасло его от падения, и даже не сильно замедлило его конец. И еще меньше силовой перенос границы от реки Сестры к линии бывшей границы Петра Великого помог достижению той цели, которую ставили перед собой, по их словам, руководители Советского Союза в 1939 году: безопасности Петербурга и улучшению его оборонительных возможностей. И то, что укрепленный район Ханко оказался у Советской России, тоже не добавило безопасности Петербургу и его окрестностям.
События показали, что политика Советского Союза по отношению к Финляндии осенью 1939 года и в дальнейшем была одним большим заблуждением. По независящим от нас причинам, крупномасштабные события мировой истории высветили последствия политических заблуждений Советского Союза быстрее, чем мы могли ожидать. Мстительница Истории быстро подняла свой меч и нанесла удар за нас.
Прошло около двух с четвертью веков с того момента, как Петр Великий основал Санкт-Петербург и объявил его столицей Российского государства. Он искал выход к морю. Их в его уже тогда великой державе было мало. Он говорил, что хочет открыть окно в Европу. К тому же Царю Петру не нравилась Святая Москва с ее монастырями, бунтующими стрелецкими полками, староверами, и населением, которое противилось его преобразованиям. Поэтому в 1712 году он объявил Петербург столицей вместо Москвы. Но эта мера не отвечала требованиям реальных условий. История повествует нам, как сложно, обременительно и надуманно было стремление создать новую столицу на окраине государства посреди только что завоеванных болот. Суровым принуждением и в первые годы и позже он поддерживал строительство и заселение этого города. Один раз в 18 веке двор переехал обратно в Москву, и несколько десятилетий спустя после основания города планировалось перенести столицу обратно в Москву. В 1918 году правительство Советской России окончательно покинуло Петербург и вернулось в древнюю Москву.
Количество населения Петербурга сильно менялось: в конце прошлого века - примерно 1.300.000, в 1916 году - 2.400.000, а в 1920 году всего лишь 722.000 человек. Затем оно опять заметно увеличилось.
В нас, финнах, Петербург пробуждает тяжелые воспоминания. Основание города произошло в связи с захватом территорий, направленным против Финляндии. Дважды он стал для нас причиной бед и несчастий. Основание этого города привело к потере важных районов - города Выборга и Выборгского лена - и присоединению их к России. Царь Петр считал, что эти области необходимы для обороны его города. «Граница Петра Великого» глубоко рассекла земли и народ Финляндии. Ход истории привел к тому, что Выборгский лен был возвращен Финляндии. Но в 1940 году события двухсотлетней давности повторились. Снова земли Финляндии искромсали.
Город Санкт-Петербург действительно был для нас, финнов, причиной наших бед и несчастий. Он как будто является памятником стремлению к завоеваниям, этому главному принципу истории России. Завоевание, расширение государства, захват новых территорий был путеводной нитью в истории России. Из тридцати трех войн, что Россия вела до предыдущей мировой войны, 22 были агрессивными. Из двухсот лет 128 лет были военными и всего лишь 72 - мирными. Территория Российского государства уже многие годы была обширной и включала в себя шестую часть суши всего земного шара. Несмотря на это завоевание новых и новых земель наполняет страницы истории России. Политика экспансии России шла во все стороны света: иногда на северо-запад, в Финляндию и очевидно еще дальше за нее; иногда на юго-запад, на Балканы и к Дарданеллам; иногда на юг в Центральную Азию и к Персидскому заливу, и в Индию; а иногда на восток к Тихому океану.
И только на одно у государства не хватило ни желания, ни сил - на то, что было нужно больше всего, и где можно было бы достичь самых благодарных и плодотворных результатов - на исправление положения внутри страны, повышение уровня жизни народа и исправление кричащих несправедливостей в его отношении. Внутреннее и моральное развитие народа не поспевало за внешним расширением. В государственном, общественном, культурном и экономическом развитии все ужасно отставало. Сил на строительство и обогащение жизни внутри страны не хватало. Большие задачи остались нерешенными, фундаментальные дефекты, мешающие жизни народа и государства, не были исправлены. Государство зашло в тупик и потерпело катастрофу.
Земли России бесконечно богаты. Все, что нужно человеку, на территории этого государства с избытком. Невозможно не задать вопрос: что за жгучая мания вела их на завоевание новых земель, когда земель, богатств и возможностей для работы больше, чем достаточно внутри границ самого государства на его безграничных просторах?
Советский Союз в своей внешней политике пошел по следам царской России. Но сил, похоже, у большевистской России не хватило. Советская Россия создала могучую армию и многочисленные машины войны, что потребовало огромного труда народа и ресурсов страны, которые были бы так нужны для поднятия низкого уровня жизни народа. Этой армии и машин хватило для захвата Бессарабии и прибалтийских государств, ее хватило на наступательную войну против маленькой Суоми. Теперь Советский Союз впервые оказался в бою против великой державы. И в этом бою его силы, несмотря на многочисленность и хорошее вооружение, не выдержали испытания. Это государство не сумело защитить свои обширные владения и протяженные границы. Многочисленность и вооружение, и даже индивидуальная храбрость были значительными. Но советские солдаты встретили солдат и вооружение лучше, чем у них самих. И прежде всего: против Советского Союза выступила более высокая духовная способность и сила. В этом причина их поражений в битвах.
Мы живем во времена таких огромных и многогранных событий, что невозможно сказать, каким путем пойдет история в ближайшее время. Мы можем лишь задавать вопросы и вести наблюдения. Уже замечено, что многие русские поэты выразили резкую неприязнь к бывшей столице государства Петербургу и всему его существу. Один русский поэт написал о нем:
…Только камни из мёрзлых пустынь
Да сознанье проклятой ошибки…
Россия принадлежит как к Европе, так и к Азии. В Азии она могла вести себя как фактор цивилизации. С точки зрения Европы она ее в основном принимала. Часто отмечалось, что в природе народа России есть что-то сильно чуждое европейцу, его менталитет думающему по-западному человеку трудно понять. Знаменитый русский поэт Достоевский, который, наверное, глубже всех понимал, что движет душой русского человека, писал: «От окна в Европу, которое открыл нам Царь Петр, отвернуться трудно. Но оно в любом случае стало нашим несчастьем. Но Азия - так, она все же может стать нашим спасением». Переместится ли центр Российского государства в результате нынешних исторических событий далее на восток и юг, подальше от подлинной Европы? Будущее даст на это ответ.
Будущее российского государства и народа на этот момент покрыто мраком. Надеждой и устремлением народа Финляндии является одна-единственная вещь, о которой мы часто говорили в последнее время: наконец жить в мире с ощущением безопасности и трудиться здесь на суровом Севере. Тому, что народы богатой России не способны жить и возделывать наши земли, которые требуют больших усилий - мы увидели в последнее время уже достаточно подтверждений. Только мы, финны, можем отстраивать эту часть Европы, создавать и развивать здесь человечную цивилизованность. И мы также готовы защищать эту землю с оружием в руках.
Примечание 1. Паасикиви цитирует строки стихотворения Иннокентия Анненского «Петербург».
Примечание 2. Паасикиви несколько вольно цитирует строки Достоевского «Но от окна в Европу отвернуться трудно, тут фатум. А между тем Азия - да ведь это и впрямь может быть наш исход в нашем будущем».
скоммунизжено у Баира Иринчеева