В 1919 году с получением независимости в Латвии была создана национальная армия Latvijas Bruņotie spēki из 4 дивизий. Тогда же в 1919 году была создана авиационная группа под командованием старшего лейтенанта Алфреда Валлейки.
Валлейка в 1913 году поступил на службу в Русскую армию в качестве военного связиста и проходил службу в Вильне. С началом Первой мировой войны служил в различных соединениях связи, а затем был направлен в Киевскую лётную школу, которую окончил в 1916 году. Участвовал в военных действиях в составе авиационных подразделений. За воздушный бой 26 февраля 1917 года Валлейка был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени. Всего, летчик наблюдатель 17 корпусного отряда Валлейка, за время Первой мировой сбил два немецких аэроплана. В мае-декабре 1917 года повышал лётную квалификацию в Севастопольской лётной школе. В июне 1918 года вернулся в Латвию.
В марте 1919 года Валлейка вступил в армию Латвийской республики, получив звание старшего лейтенанта. 7 июня 1919 года под его командованием была создана авиационная группа Латвийской армии. В июне 1919 года в Авиагруппу поступили на службу: сержант Приедитис (Janis Prieditis), капрал Якубовс (Voldemars Jakubovs).
Вольдемар Якубовс
В списках группы значились также: адъютант капитан Муцниекс (Janis Muznieks), ст. лейтенанты Томсонс (Peteris-Eduards Tomsons) (помощник начальника), Спариньш (Augusts Sparins) и Сникерис (Snikeris), лейтенанты Скрастыньш (Voldemars Skrastins) и Экке (Ekke). К 21 июня в Авиагруппе насчитывалось 14 офицеров, 95 инструкторов и солдат. При этом при имелись опытные летчки, но не было только самолетов.
Наконец, случай пополнить свою материальную часть представился. В середине июля 1919 года Авиационный отряд из состава "Либавского добровольческого отряда" полковника Анатолия Ливена собирался на Нарвский фронт для присоединения к Северо-Западной армии Юденича.
Ливен Анатолий Павлович (1872 - 1937)
Четыре машины (3 «Ньюпора» № 4287, 4300. 4300 и «Сопвич» №2341) были погружены на баржу для отправки по реке. 20 июля отряд Валлейки захватил судно и отбуксировал на другой берег Даугавы. Полковник Ливен не хотел так просто расставаться со своим имуществом, но конфликт удалось погасить союзной комиссии, которая разделила груз пополам. Латышам «достались» лучшие самолеты: «Ньюпор» 24бис № 4300 и «Сопвич» №2341.
Лейтенант Я.Приедитис у своего "Ньюпора" 24бис, Рига, июль 1920 года
22 июля 1919 года пилот Приедитис получил приказ сформировать из этих самолетов 1-й латвийский авиационный отряд. На том самом «Ньюпоре» № 4300, на котором он ранее летал у красных, командир совершил пробный полет 5 августа. Якубовсу достался «Сопвич». На нем он налетал больше всех в период Войны за Независимость. 19 августа отряд был послан в Крустпилс на Латгальский фронт в распоряжение командира Курземской дивизии, ведшей боевые действия против большевиков. Самолеты отправили железной дорогой, т.к. горючего было всего около 4,5 пудов. 26 августа 1919 года состоялся первый боевой вылет латвийской авиации. «Сопвич» с пилотом Якубовсом и наблюдателем Зутте сбросил 12 бомб на станцию Трепес. По возвращении в самолете насчитали 5 пулевых пробоин. На следующий день Приедитис вылетел на «Ньюпоре», заправленном последними запасами горючего. На обратном пути бензин кончился, и летчик едва дотянул до своего аэродрома. Отряд вскоре перебросили в местечко Мазюмнравмуйжа в Елгавском районе, где лейтенант Якубове на «Сопвиче» выполнил еще несколько боевых полетов.
Fokker D.VII 8595/18(OAW), Рига, зима 1919-1920 годов
30 сентября 1919 года Авиационная группа была переименована в Авиационный парк (Aviacijas park) и вышел приказ о формировании 2-го отряда из трофейных «Сопвича» № 7046 и «Ньюпора» 23 № 4271. Приказом от 16 октября начальником Авиапарка был назначен Рудольф Дриллис (Rudolfs Drillis).
8 октября 1919 года Западная Добровольческая армия под командованием Бермондта начала боевые действия против латвийских формирований. Основная тяжесть боевой работы легла на плечи первых латышских летчиков - Якубовса, Мардокса и Приедитиса. 4 ноября эти летчики, например, совершили 5 вылетов - наибольшее число вылетов в день за всю Войну. Всего с 8 октября по 19 ноября 1919 года, т. е. в период борьбы против Бермондта, было совершено 47 боевых полетов общей продолжительностью 56 часов. Даже в последний день, 19 ноября, произошел воздушный бой латвийского «Сопвича» с Мардоксом и Спариньшем на борту и бермондтовским самолетом, который предпочел ретироваться сразу же после того, как по нему открыли огонь.
При отступлении армия Бермодта бросила много авиационной техники, из которой удалось собрать более 10 самолетов. Для восстановления аэропланов в Риге в декабре 1919 года были учреждены авиаремонтные мастерские на базе бывшего Русско-Балтийского завода. 20 января 1920 года открылась Школа Военной Авиации, в которой имелись классы летчиков-наблюдателей и мотористов.
Albatros B.II 616/17(MER), Рига, декабрь 1919 года
Junkers C1.I, захваченный у Бермондта, Рига, лето 1920 года
Три разведчика «Сопвич» и семь истребителей «Кэмел» достались от англичан, которые перебросили эти самолеты из России, после своего поражения на Севере. Вместе с самолетами в Латвию прибыли 2 летчика-инструктора капитаны Арнольд и Винсент, которые приступили к обучению латвийских летчиков на всех типах машин.
"Сопвич"- Кэмел", аэродром Спилве, лето 1920 года.
Английский капитан, инструктор латвийских летчиков, у самолета "Сопвич" Кэмел, Рига, апрель 1920 года
Всего с августа 1919 года по август 1920 года (этот период назван Освободительной войной или Войной за Независимость) молодая латвийская военная авиация совершила (по официальным данным) 69 боевых полетов общей продолжительностью 101 час 33 минуты. К концу Войны в Авиапарке насчитывалось уже 23 самолета.
В октябре 1919 года Валлейка был освобождён от руководства авиагруппой и принял участие в партизанских действиях - сперва под Ригой, затем в Латгалии; за свою партизанскую деятельность был в 1920 году награждён Орденом Лачплесиса. В ноябре 1920 года вышел в отставку. В 1921 году основал Латвийский аэроклуб и стал его первым председателем.
Первоначально в качестве опознавательных знаков на киль латвийских самолетов наносился национальный флаг, но заем в том же 1919 году, вместо флага на самолетах стали рисовать свастику красного цвета.
После окончания Гражданской войны Латвия для своих ВВС закупала как немецкие так и британские самолеты. В 1935 году на рижском заводе "ВЭФ" был выпущен первый национальный истребитель "i-16", но делать акцент именно на выпуск своих самолетов, как в Литве было признано нецелесообразным.
Латышские гидропланы Хейнкель НЕ-4 (S.IIa)
Латвийские гидропланы HANRIOT HD 19 на переднем плане и Caudron C.60 позади.
Долетавшийся гидроплан HANRIOT HD 17:
Латвийский гидроплан Caudron C.60
Fairey Seal ВВС Латвии
разведчики AERO SA-10:
разведчики Хоукер "Хинд":
Долетавшийся латышский истребитель Фиат CR.1:
Латышские офицеры возле разведчика Фоккер С.Х
Ну и для разнообразия истребители "Глостер Гладиатор" уже в составе ВВС РККА: