Памятник открыт 25 ноября 2015 года.
Авторами мемориала: художник Ильдар Фазылов и архитектор Андрей Масленников. Статую метростроевца создал петербургский скульптор Ярослав Барков. Над шестью горельефами, повествующими о подвиге ленинградских метростроевцев, работали скульпторы Наталия Муромская (Москва) и Наталия Куликова (Касли). Статуя и горельефы были изготовлены на «Каслинском заводе архитектурно-художественного литья».
22 июня 1941 года вся смена шахты «Технологический институт» подала заявления о зачислении в Красную Армию. Такой же боевой подъём был и на других шахтах. Но на фронт метростроевцев не брали - специальным указом А.А. Жданова они были мобилизованы на строительство оборонительных сооружений вокруг города.
27 июня 1941 года было принято решение о прекращении строительства метро.
Было сформировано 10 строительных батальонов под командованием И.Г. Зубкова. Чтобы обеспечить доставку техники через Неву, надо было создать надёжную танковую переправу в районе Невской Дубровки. Командование решило переправлять танки на понтонах. Переправу начали ночью при поддержке артиллерии, которая должна была заглушить шум и отвлечь внимание врага от того места, где между двумя штабелями старых дров на берегу притаилась пристань. Начал движение первый танк Т-34. Переправа была налажена, танки прорвались к Невскому «пятачку».
Эта боевая операция вошла в военную историю под кодовым названием «Чай с вареньем» - каждое утро в Смольный шли сообщения от И.В. Зубкова: «Пьём чай с вареньем по 7-8 стаканов» - каждую ночь переправлялось по 7-8 танков. 30 ноября переправа была завершена.
В Дубровке за время проведения операции под обстрелами и бомбёжками погибла пятая часть подразделения метростроевцев. Они навечно остались на дубровской земле, а их товарищи получили новое боевое задание - построить железную дорогу Жихарево - Кобона - Коса для доставки грузов и продуктов в осаждённый Ленинград.
Выполняя задания в годы войны, более 10 тысяч ленинградских метростроевцев погибли под обстрелами и бомбёжками.
Строительство Ленинградского метро продолжилось после войны. Его торжественное открытие состоялось 5 ноября 1955 года.
Совет ветеранов Ленинградского метрополитена и современное поколение строителей метро приняли решение об установке памятника своим товарищам на берегу Невы в районе переправы к 70-летию Великой Победы.
Первоначально планировалось установить памятник в Кировском районе на Невском «пятачке», но метростроевцам в этом было отказано в связи с тем, что существующий мемориал - памятник федерального значения - единый и цельный комплекс.
Тогда метростроевцы решили установить - на правом берегу, именно там, откуда начиналось строительство переправы.
Ближайшие города: Санкт-Петербург
Координаты: 59°50'50"N 30°56'36"E