Оригинал взят у
y4astkoviu в
Спецслужбы гетмана Скоропадского
Логично было бы начать с «шпионских страстей» Центральной Рады (ЦР). Но они практически отсутствуют. Государственные деятели этого периода не учли давнюю истину: «Если не хочешь содержать свою армию, будет содержать чужую». Не говоря уже о национальной спецслужбу, а начали заниматься украинизацией армейских частей и переименовывать улиц в Киеве. За что история незамедлительно их наказала.
Правда и при ЦР были единичные попытки наладить тайную деятельность в пользу молодого государства. В марте 1918 полковник Сливинский провел реорганизацию Генштаба.
(Александр Владимирович Сливинский, полковник армии Украинской державы на параде украинских частей в Киеве. 1918 год)В его структуре появились «разведывательно» подотдел во главе с подполковником Колосовским и подотдел «заграничного связи» под руководством генерала Березовского. Существуют единичные упоминания о существовании во времена ЦР «политического бюро по делам контрразведки». В целом же спецслужбы ЦР находились в плачевном состоянии. Это подтверждает и тот факт, что ее лидеры не были проинформированы даже о государственном перевороте гетмана.
Совсем по-другому подошел к созданию силовых структур кадровый военный Павел Скоропадский. Как пишет исследователь Владимир Сидак «именно в период гетманата были сформированы полноценные как в структурном, так и в содержательном отношении специальные службы, а их опыт лег в основу функционирования следующих органов безопасности национальной государственности».
(Гетьман Скоропадский и члены его правительства)С приходом к власти генерала Скоропадского П.П. ситуация в сфере организации военной разведки несколько улучшилась. 21 июня после очередной реорганизации Генштаба был воссоздан разведывательный отдел 1-го Генерал-квартирмейстерства. Он был расширен и уже состоял из:
Управление - общее руководство (начальник, заместитель)
1-е отделение - разведка в Румынии, Болгарии, Турции, начальник - Матвиенко (2 офицера для поручений, 2 переводчика, канцелярист)
2-е отделение - разведка в странах, образовавшихся после развала РИ (Советская Россия, Белая Россия, Кавказ, Кубань и т.д.), начальник - Щербицкий (2 офицера для поручения, канцелярист)
3-е отделение - организация взаимодействия с соответствующими органами стран Центрального Блока (2 офицера для поручений, переводчик, деловод, канцелярист)
Интересно, что руководящий состав отдела при гетьмане не поменялся. Начальником отдела по-прежнему остался Колосовский, назначенный при ЦР.
(Начальник Разведывательного отдела - полковник Колосовский В.В. (фото 1913 г.)При штабах соединений гетьманской армии появились офицеры разведки, организовавшие разведку на сопредельной территории и имеющее соответствующий штат.
Кроме того, разведывательной деятельностью за границей (по линии военной разведки) занимались еще 2 структуры:
Отдел заграничной связи 1-го Генерал-квартирмейстерства
Заграничный отдел Морского Генерального штаба (с июля 1918 г.)
Эти структуры, помимо военно-дипломатической работы выполняли разведывательные функции по добыванию секретной информации, на что получали солидные суммы. Однако координатором в их разведывательной деятельности оставался Разведывательный отдел.
Еженедельно для других структурных подразделений Генерального штаба РО готовил отчет (пример): "за 11-14 вересня 1918 р. за №102: «Великоросія. Гарнізон Орла. По агентурним відомостям від 4-ІХ більша частина Орловського гарнізону пішла на фронт. В Орлі залишаються: 1) І-й Залізничний загін охорони пролетарської революції в складі одного батальйону (чотири роти по 100-120 чол.). Командир бувший вахмістр Новіков. В загоні заведена дисципліна і лад дореволюційного періоду. Солдати не бешкетують і не грабують. Гадається при загоні сформувати кулеметну роту і гарматну батарею з 4-х гармат.
Зараз при загоні формується кінна сотня під командою бувшого ротмістра Плотнікова. Доки що сформована півсотня. 2) Одна 6-ти гарматна батарея 1-го Совітського гарматного дивізіону. Люди і коні повністю, доброї дисципліни немає. 3) Одна рота 2-го Комуністичного пішого полку в складі 70-80 чол. Вона залишилася для формування і навчання маршових рот, які надсилаються на фронт для частин Орловського гарнізону. 4) Польський полк, який знаходиться в періоді формування. Доки сформовано тільки дві роти по 80-100 чол. Командир полку бувший підпоручик Волинський, солдати в більшості бувши легіонери корпусу Довбур-Мушницького. В полк приймаються тільки поляки-більшовики"
Работа военной разведки при гетьмане была более успешной чем в период ЦР. Гетьман и Генеральный штаб обладали достоверной информацией как о вооруженных силах красных и о белых, но вот организационная работа по взаимодействию с спецслужбами Центральных держав так и не была налажена. Так же дела обстояли с работой в отношении Румынии… Но вместе с тем были и несомненные успехи - заслугой военных разведчиков и дипломатов можно считать сближение Кубани и Дона с Украиной.
Любопытно, что разведка Гетьмана даже проводила подрывную деятельность против Добровольческой армии на территории Кубани (что было вызвано негативным отношением Деникина к идеи независимости Украины). На Кубань уходили эшелоны с оружием и даже готовилось восстание против добровольцев. Следствием этого был арест белой контрразведкой одного из украинских разведчиков К. Поливана, а посол Украины на Кубани Ф. Боржинский (бывший офицер РИА) был расстрелян. Поливану удалось вернуться на Украину...
(Барон Федор Боржинский (справа)
Специальные структуры Личного Штаба Гетьмана
Особый отдел (Особливий відділ)
Был создан практически сразу же после переворота.
Задачи ОО:
- информирование о разных политических и национальные движениях, их отношениях к режиму;
- информирование о борьбе правоохранительных органов с антигосударственной деятельностью политических партий, организаций и отдельных лиц, стремящихся подорвать гетманскую власть;
- сбор сведений о деятельности за рубежом нелояльных к режиму политических партий и течений, подрывная работа которых может негативно отразиться на внутреннем положении и международной политике Украины;
- выполнение особых поручений Гетьмана в пределах компетенции подразделения.
Деятельность этой структуры регламентировалась "Положенням про Особливий відділ Штабу Гетьмана П.Скоропадського, компетенцію його посадових осіб і підрозділів"
(Гетман Скоропадський перед своей резиденцией на улице Институтской, 40. 1918 год.)В системе правоохранительных и охранных ведомств Украинской Держави ОО занимал главенствующее положение.
Структура ОО включала:
начальник отдела, его помощник, офицеры для поручений, старшие офицеры, которые ведали секретным делопроизводством, районные офицеры, а также такие подразделения, как юридическое и информационное отделение, канцелярия отдела.
Всего же в ОО (без учета филиалов и канцелярии) по штату работало 7 линейных и 8 районных офицеров (должности подполковника-полковника). Все чиновники отдела, как военные, так и гражданские, находившиеся на действительной военной службе в штабе Гетьмана и пользовались правами и преимуществами, установленными для служащих военного ведомства.
За должностные преступления или упущения по службе они подлежали ответственности на общих основаниях, как для должностных лиц. Военные, а также лица, которые вступали на воинскую службу, должны были принимать присягу на верность Украинскому Государству, предусмотренную законом от 30.05.1918 г.
Районные офицеры ОО, которые курировали каждую из 8 губерний государства, имели права командиров отдельных батальонов и были полномочными представителями ОО в регионе. Они имели организовывать на закрепленной за ними территории работу в рамках компетенции отдела, а также пользовались правом проведения следственных мероприятий.
Наиболее важным структурным подразделением ОО являлось информационное отделение. В его состав, кроме его начальника, входили четыре штаб-офицера для разработки и классификации оперативных материалов, агенты наружного наблюдения (по отдельному штату), специальный делопроизводитель и машинистка с разрешением работы с секретными документами. Для руководства внешним наблюдением назначался заведующий, которому непосредственно подчинялись агенты в Киеве, а также командированные в регионы страны.
Агенты распределялись на три категории в зависимости от опплаты: высшего, среднего и младшего разрядов. Они комплектовались из лиц, оставшихся на сверхсрочную службу, окончили курсы учебных команд мирного времени и получили соответствующие аттестации. При зачислении агентами наружного наблюдения они восстанавливались в воинском звании сверхсрочника и обязовывались личной подпиской прослужить не менее года. В течении этого времени их могли уволить лишь в дисциплинарном порядке.
О принятии агентов на сверхсрочную службу объявлялось в приказе по особому отделу, о чем делалась запись в их послужном листе. Агенты пользовались всеми правами и льготами сверхсрочников, а за проступки и упущения во время службы к ним применяли взыскания Дисциплинарного устава, предусмотренные для сверхсрочников воинских строевых подразделений.
Кроме того, в рамках поручений гетьмана ОО, боролся с коррупцией (и небезуспешно), а также выполнял контрразведывательные функции. Занимался военной цензурой.
Подведя итог, можно сказать, что Особый отдел Личного Штаба Гетьмана это была довольно эффективная специальная служба, в функции которой, помимо политического сыска, входили разведка и контрразведка…
Вместе с тем, можно отметить, что ОО дублировал функции Осведомительных отделов Департамента Державной Варты МВД, однако это обуславливалось решением самого Гетьмана: "Я Вам довіряю, і Ви можете чудово упоратися зі справою в Вашому департаменті Державної Варти, але я наполягаю на утворенні особливого відділу тому, що час мінливий. Ви, може статися, у подальшому, не будете міністром внутрішніх справ, і я рішуче не хочу бути усвідомленим лише однією людиною."
Возглавлял ОО Дмитрий Петрович Бусло (гражданский), бывший заместитель прокурора в Одесской судовой палате (убит в декабре 1918 г. в Одессе)
Личная охранная команда Управления гетьманского коменданта
Структура аналогичная современному Управлению государственной охраны Украины. Любопытно, что за физическую безопасность Скоропадского П.П. кроме Управления коменданта (конвой и ЛОК) отвечал еще отряд особого назначения, который замыкался непосредственно на Начальника Личного Штаба.
ЛОК, кроме физической охраны гетьмана и членов его семьи, резиденции и маршрутов движения выполнял и оперативно-розыскные функции, начальник ЛОК и офицеры для поручений имели свою агентуру.
Штат ЛОК:
Начальник (заведующий) (пользовался правами командира полка), его старший и младший помощники, четыре офицера для поручений, два старших дежурных, делопроизводитель, писец, рассыльный при канцелярии, 55 постоянных постовых вблизи резиденции, 46 наблюдателей (наружное наблюдение), семь приказных и два шофера.
Возглавлял ЛОК - полковник Аркас Н.Н. (по другим данным бывший штаб-ротмистр РИА Николай Аркас в это же время командовал отдельным Сердюцким дивизионом в Киеве).
Специальные структуры Департамента Державной Варты МВД
К специальным структурам ДДВ МВД, в чьи функции входили проведение разведывательных, контрразведывательных мероприятий и а также политический сыск, относились:
Осведомительный отдел (и его территориальные подразделения);
Пограничные пункты
Особые секретные отделения (пункты) за границей.
(Николай Дмитриевич Тальберг - министр внутренних дел в правительстве Украинской державы.)
Осведомительный отдел
Создан 8.06.1918 г. Возглавил - старший чиновник по особо важным поручениям Л. Понамарев.
Выполнял задачи политического сыска и контрразведки ("робота по попередженню, відверненню й припиненню злочинів проти державного ладу й безпеки держави, збір інформації про політичні виступи, страйки, партизансько-повстанський, профспілковий рух, політичні партії та їх функціонерів, настрої населення")
Состав (по штату 51 человек):
- руководство и чиновники для особых поручений
- общее отделение
- секретное отделение
- железнодорожное отделение
- регистрационная часть
- криминалистическая лаборатория
Территориальные органы ОВ ДДВ различались как по структуре так и по количеству личного состава.
Любопытно, что:
1. каждое отделение ОВ (что в центральном аппарате, что на местах) имело в своем штате должность журналиста (иногда даже не одну).
2. деятельность ОВ, регламентировалась не только внутренними инструкциями, но и старыми нормативно-правовыми актами Российской империи.
3. С помощью ОВ германское командование пыталась организовать свою осведомительную сеть - Информационно-агитационное бюро.
Пограничные пункты ДДВ (1-го и 2-го класса)
Созданы 30.08.1918 г. Замыкались непосредственно на руководство ДДВ, взаимодействовали с ОВ и легитимиционным (типа ОВИРа) отделом ДДВ. Выполняли функции политического сыска в приграничной полосе, контрразведки и пограничной разведки. Кроме того, выполняли задачи "по наданню допомоги прибуваючим в межі Української Держави і від’їжджаючим за кордон, а також охороні їхніх інтересів; перешкодженні проникненню протизаконних і злочинних елементів у межі держави…"
(Пограничный столб Украинской Державы, 1918 год)Состав:
начальник, деловод (заместитель), помощник деловода (лишь для І класса), два канцелярских чиновника 2-го разряда, 2/1 старших надзорных, 8/6 младших надзорных, старший вартовый, 3/2 вартовых (с повышенной оплатой), 27/16 вартовых (с пониженной оплатой).
Особые секретные отделения (пункты) за границей
Созданы в августе 1918 г. Выполняли функции политической разведки. Организовывались при дипломатических учреждениях Украинской Державы. Функционировали в Москве, Петрограде, Кишиневе, Варшаве, Вильно, Ростове, Яссах, Львове и Черновцах...
ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Гетманськое правительство приймает парад Лубенського сердюцького полка. 1918 р.
Click to view