Перед вылетом

Feb 16, 2017 18:26



Экипаж советского самолета-разведчика американского производства А-20 «Бостон» (Douglas A-20 Boston) гвардии майора В.И. Дончука перед вылетом на боевое задание. 1944 год.

Слева направо: воздушный стрелок-радист старший сержант Афанасий Константинович Сергеев; воздушный стрелок - старший радист старшина Василий Тимофеевич Кожухов; командир 108-й отдельной разведывательно-авиационной эскадрильи гвардии майор Василий Иванович Дончук (1910-1944, Герой Советского Союза, награжден посмертно); штурман 108-й ораэ старший лейтенант Николай Емельянович Аврамов. Аэродром Африканда

21 сентября 1942 года Дончук на дооборудованном пассажирском Ли-2 участвовал в бомбардировке финского города Оулу, в его окрестностях также высадив десант. В январе 1943 года за 190 боевых вылетов, включая 29 ночных в глубокий тыл противника, он был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени, а от Центрального штаба партизанского движения - медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.

Однако Дончук не оставлял мечты о переходе в боевую авиацию и в итоге был отправлен на доподготовку как пилот бомбардировщиков Douglas A-20 «Бостон». В ноябре 1943 года он был назначен командиром эскадрильи 114-го Краснознаменного гвардейского ближнебомбардировочного полка 7-й воздушной армии Карельского фронта. В новой должности участвовал в бомбардировках скоплений войск и стратегических объектов, в особенности аэродромов, прославившись умением находить замаскированные вражеские взлётно-посадочные полосы. В апреле 1944 года награждён орденом Красного Знамени.

С мая 1944 года - командир 108-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи 7-й воздушной армии, которую принял после больших потерь, когда в ней оставались лишь три экипажа[4]. Дончук сумел восстановить эскадрилью, смешивая экипажи так, чтобы опытные пилоты летали с начинающими штурманами и наоборот; особое внимание он уделял бесперебойной работе наземных служб и своевременной переброске техники на новые аэродромы. Воздушная разведка, осуществляемая Дончуком и его эскадрильей, позволила 7-й воздушной армии уничтожить и вывести из строя более 150 самолётов на вражеских аэродромах. На самые трудные задания в дни Свирско-Петрозаводской операции командир эскадрильи вылетал лично. В июле 1944 года Дончук был награждён вторым орденом Красного Знамени и получил звание гвардии майора.

После начала Петсамо-Киркенесской операции Дончук сам, пилотируя транспортный самолёт, перевозил на новые аэродромы наиболее важное наземное оборудование, обеспечивая максимально быструю подготовку боевой части эскадрильи к вылетам. 21 октября 1944 года Дончук со своим экипажем взял на себя выполнение разведывательного полёта в район Киркенеса (Северная Норвегия), где шли наиболее тяжёлые бои. В процессе вылета экипаж несколько раз выходил на связь, сообщая о передвижениях и скоплениях войск противника у Киркенеса, но последние сообщения были связаны с повреждением правого мотора и атакой немецких истребителей. После этого связь прервалась окончательно. На базу экипаж не вернулся. В 2014 году в печати со ссылкой на норвежского историка Михаэля Стокке появилась информация об окончании этого вылета. Согласно Стокке и его соотечественнику-исследователю Руне Раутио, самолёт, прошедший маршрутом Ивало - Инари - Карасйок - Лаксэльв - Киркенес, мог быть подбит над коммуной Нессебю в Норвегии; местные жители наблюдали, как горящий самолёт упал в воды близлежащего фьорда неподалёку от берега. Вероятно, самолёт по настоящее время лежит на дне фьорда на глубине 40-70 метров.

К моменту гибели Николай Дончук совершил 270 вылетов на дальнюю разведку выброску десанта и бомбардировку аэродромов, железнодорожных станций и промышленных объектов. Совершил 5 посадок в тылу врага. Общий налет составил 5 тысяч часов на 14 разных моделях самолетов. 2 ноября 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР майору Василию Ивановичу Дончуку посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

авиация, ввс, заполярье, история, фото, ркка

Previous post Next post
Up