История одного юриста

Feb 01, 2017 13:41

Одной из примет оккупации и расчленения немцами Югославии весной 1941 года стала организация концлагерей, при этом с учетом специфики региона, одними из основных "клиентов" стали сербы.
Нормативная база под концлагеря появилась 23 ноября 1941 года, когда они специальным постановлением Павелича и Артуковича (лидеры хорватских усташей), были названы «Лагерями интернирования и работ» . Лагеря были разбросаны по всем территориям подконтрольным усташам. Из них только 2 просуществовали до конца войны - в Ясеноваце и Стара-Градишке. Управление ими возлагалось на «Усташскую службу надзора». Первым управляющим лагерями стал Мийо Бабич, но в июне 1941 года он был убит сербскими партизанами. Его заменил новый усташский функционер Векослав Любурич, остававшийся на своей должности до конца войны.
По разным оценкам, хорватскими усташами в нем было убито от 83000 до более чем 700000 человек - сотни тысяч сербов, а также тысячи евреев и цыган.



«Каменный цветок»: мемориал на месте концентрационного лагеря Ясеновац.

В конце января 1942 года концлагерь посетила группа журналистов и международных наблюдателей. Один из них, итальянец Альфио Руссо, безуспешно пытался поговорить с узниками, которым было запрещено отвечать на вопросы посетителей. Руссо так описал увиденное в Ясеноваце:
«Каждый день прибывают только что пронумерованные новые жильцы, каждый день другие покидают лагерь, умерев от страданий и изнурения».



"Трудовые будни" хорватского "борца за демократию"

Помимо журналистов лагерь посещали также секретарь дипломатического представительства Ватикана Джузеппе Мазуччи и секретарь архиепископа Степинаца Степан Ласкович. Однако они не высказали каких-либо замечаний о лагере

В своей речи в Госпиче 22 июня 1941 года один из лидеров усташей Миле Будак сформулировал программу действий по отношению к сербам, которая 26 июня была опубликована газетой «Hrvatski List»:
«Одну часть сербов мы уничтожим, другую выселим, остальных переведём в католическую веру и превратим в хорватов. Таким образом скоро затеряются их следы, а то, что останется, будет лишь дурным воспоминанием о них. Для сербов, цыган и евреев у нас найдётся три миллиона пуль»



Одна из сцен насаждения демократии и борьбы с "великосербским шовинизмом"

В концлагере Ясеновац проводились соревнования, кто больше зарежет сербов. Абсолютным рекордсменом считается Петар Брзица, «Король сербоубийства» - 29 августа 1942 года он, не прерываясь, убил 1360 человек.



Петар в молодости. Фото для любимой мамы

За это из рук капеллана лагеря наш "герой" получил золотые часы, от администрации лагеря - серебряный сервиз, а от сослуживцев - печёного поросенка и вино.
Для подобных массовых убийств хорватами был изобретен специальный нож, который надевался на руку на манер перчатки и назывался скромно, но со вкусом: "сербосек"



Сербосек (хорв. Srbosjek, дословно - Серборез) - клинок на грубой кожаной рукавице. Имел рукоятку, надевавшуюся на руку. «Серборезы» не имели устоявшейся формы, она могла изменяться от переделанной косы до качественных фабричных клинков длиннее 30 см. Выпускался с 1926 года немецкой фирмой «Золинген» под названием «Нож для снопов» (нем. Garbenmesser).
Новый вариант «сербосека» был разработан после проведения хорватским правительством Анте Павелича специального конкурса по вопросу: какой нож следует изготовить, чтобы палачи могли убивать людей как можно быстрее и при этом как можно меньше уставали.



Партия «серборезов» была изготовлена в ходе Второй мировой войны фабрикой в германском городе Золингене по специальному заказу хорватского правительства. Ножи из этой партии использовались для массового убийства сербов в концентрационном лагере Ясеновац и других местах. Такой нож имел надпись «Gräwiso» на кожаной части ножа, и поэтому иногда его называют «нож грэвизо».

До войны Петар успел закончить Францисканский колледж в Широки-Бриеге, затем учился на юридическом факультете Загребского университета. Был членом Великого ордена Крестоносцев. В молодости увлекся националистическими идеями, вступил в партию усташей. В хорватской армии дослужился до звания лейтенанта.
Весной 1945 года Брзица сбежал в США, где и получил гражданство. Попытки Югославии выдать Брзицу не увенчались успехом; не сильно помог в этом и центр Симона Визенталя, несмотря на долгие споры и дискуссии с США.



С 1970-х годов следы Брзицы теряются. В 1990-е годы Югославией и Израилем выдвигались повторные требования его выдать, но они так и не были удовлетворены.



Умер Петар Брзлица безнаказанным в своей постели в 2007 году.

Сербы составили подавляющее большинство жертв усташского режима. В Глине, Двор-на-Уне, Доньем Лапце сербы составили 98 % пострадавших; в Войниче, Коренице, Вргинмосте - 96 %; в Новской и Новой Градишке - 82 %; в Славонской Пожеге - 80 %.
По данным Американского музея Холокоста число жертв усташей в Боснии и Герцеговине и Хорватии составляет 330-390 тыс. сербов.
В книге Бранимира Станоевича «Усташский министр смерти» говорится, что в Хорватии в 1941-1945 годах погибло 800 тысяч человек. Такую же цифру назвал известный сербский исследователь в эмиграции Мане М. Пешут в своей книге «Крајина у рату 1941-1945». По данным специальной комиссии Синода Сербской православной церкви, в 1941 и первой половине 1942 годов усташами были убиты 800 000 сербов, 300 000 были изгнаны в Сербию, 240 000 - обращены в католичество.
Примерную картину масштабов усташского террора можно получить, если сравнить данные о численности населений до и после войны. В 1940 году в Горнокарловачской епархии Сербской Православной Церкви насчитывалось 1.114.826 сербов. А по переписи населения 1948 года на этой же территории проживали только 543 795 человек.[33] Помимо этого необходимо помнить, что в зоне геноцида оказались не только земли бывшей Военной Краины, но и Босния и Герцеговина и запад Воеводины.
Немецкий посланник в НГХ Герман Нойбахер писал:
«Когда главные усташи утверждают, что убили один миллион православных сербов (в том числе новорождённых, детей, женщин и стариков), это на мой взгляд, чепуха. На основе документов, которые я получил, даю оценку в 750 000 убитых незащищённых людей.



В 1944 году ситуация резко изменилась и усташи, а также словенские коллаборационисты по понятным причинам опасались неизбежного возмездия. Весной 1945 года началось массовое бегство из Хорватии и Словении гитлеровских пособников вместе с семьями. 6 мая 1945 года хорватское коллаборационистское правительство сбежало из Загреба, поскольку немецкие войска отступали и были готовы капитулировать. Вооружённые силы Хорватии начали отступать к австрийской границе 12 мая в направлении к Блайбургу, где находилась 38-я (ирландская) пехотная бригада Великобритании.



Среди отступавших было немало высокопоставленных чиновников Хорватии, а также гражданских лиц. Власти Югославии рассматривали этих гражданских лиц как коллаборационистов, поскольку те бежали вместе с усташами. К отступающим усташам присоединились части сербских четников и словенского домобранства.
Основная колонна направилась через Целе, Шоштань и Словень-Градец в Дравоград, и лишь позднее повернула на юго-восток к Блайбургу. Они начали сдаваться британцам 15 мая (и это спустя почти неделю после окончания войны на территории Европы), и процесс сдачи продолжался до 17 мая. В это время усташские генералы Иво Херенчич и Вьекослав Серватци вместе с переводчиком, профессором Даниэлем Црльеном, и офицером связи Владимиром Метикошем начали переговоры о сдаче с британскими войсками и партизанами, которых представлял Милан Баста.



Генерал Милан Баста

Однако это не удовлетворядо сербских партизан. В следствии чего произошёл инцидент известный как Блайбургская бойня, когда войска югославских партизан прорвались на территорию Австрии, в Каринтию (территория, которую на тот момент контролировали Британцы), и около города Блайбург недалеко от современной границы между Австрией и Словенией устроили массовое уничтожение бежавших в Австрию хорватских усташей и словенских коллаборационистов.
По данным штаб-квартиры 5-го британского корпуса в Австрии, вскоре после полуночи 13 мая 1945 года на территории корпуса собралось «примерно 30 000 военнопленных и беженцев.»
Точное количество погибших под Блайбургом остаётся предметом споров.



Мемориал открытый хорватами в 1995 году

По данным свидетелей, число жертв достигает 15 000 человек. То есть Югославские партизаны за ночь убили каждого второго, на остальных не хватило времени, с рассветом они отступили.
В дальнейшем в соответствии с действовавшими на тот момент союзными соглашениями, британские силы отказались принять капитуляцию и договорились с партизанами. Согласно статье 20 Гаагской конвенции, все капитулировавшие хорватские силы были разоружены и немедленно переданы партизанам. Последние, хорошо помнившие о жестокости усташей, ответили взаимностью к захваченным пленным, многие из которых были казнены либо на пустыре недалеко от Блайбурга, либо в Словении около Марибора.
В 1990 году бывший партизан Симо Дубаич заявил, что командовал партизанскими силами у Кочевского Рога, и получил приказы казнить сдавшихся, в том числе гражданских лиц.

хорваты, геноцид, югославия, история, сербия, фото

Previous post Next post
Up