Я не флюгер. Я пошел добровольцем в Индокитай. Попал в плен, я заплатил. Это справедливо. Попытался убежать, меня схватили, избили палками. Это тоже справедливо. Если бы я не хотел, чтоб меня избили, я не попытался бы убежать. Они вообще могли бы расстрелять меня для примера, и это тоже было бы справедливо… в некотором роде. Но сменить мундир… поменять курс… плюнуть в суп… даже если можно найти несколько стоящих причин для всего этого… Нет! Изменить за пригоршню риса… за таблетку от малярии, за… за возможность выжить… Собаки Павлова! Мерзкая слюна собаки Павлова. Они попытались поиметь нас, опираясь на то, что больше… на ту собаку, что сидит в нас. Им не удалось это, но не знаю, может, со временем, они бы и преуспели, не знаю! Пьер, я тебе говорю это, потому что ты мой друг… Я испугался. Я открыл в себе самом, сразу под кожей: то, что я ненавижу, что презираю… собаку, которая хочет жить любой ценой, здесь, во мне, сразу под кожей. Я устоял. Не знаю, но… это самый страшный бой в моей жизни, в ночи, когда нет ничего под ногами и не за что ухватиться…
Пьер Шёндёрффер (фр. Pierre Schoendoerffer, 5 мая 1928 - 14 марта 2012) - французский кинорежиссёр, сценарист, прозаик и военный корреспондент, обладатель «Оскара» за лучший документальный полнометражный фильм за «Взвод Андерсона» (1967). Шёндёрффер был ветераном Первой Индокитайской войны, которая стала главной темой большинства его фильмов.
На фотографии военный кинооператор Шёндёрффер, март 1954-го года. За несколько месяцев до плена под Дьенбьенфу.