фото: профессор Пётр Михайлович Хомяков
Моя базовая работа, которая стала основой моей мировоззренческой книги «Свои и чужие» называлась «Человек, цивилизация, государство и нация». Я всегда считал и продолжаю считать, что цивилизация первична. Ради построения цивилизации Творец создал человека, а потом уже человек для координации усилий по построению цивилизации создал государство и объединился в нации. Антицивилизационное государство не просто бессмысленно. Оно вредно. А нация не формируется на основе примитивных племенных ценностей вне своего вклада именно в развитие цивилизации.
В цикле своих публикаций о желаемой политической модели будущего (
1 и
2 ) я касался в основном организационных и политических аспектов на основе изучения грузинского и эстонского опыта. Хотя не только их.
Рассматривая же белорусский опыт (а у Беларуси есть чему поучиться) я решил сосредоточиться исключительно на цивилизационных аспектах. Причем не только и не столько текущих, сколько перспективных. Что ни говори, но Беларусь - это русский мир. И как бы я лично не осуждал российскую государственность, но скажу откровенно, по русскому миру тоскуешь на чужбине. И радуешься, что есть кусочек русского мира, на который не распространяется российская политическая и коррупционная грязь.
Поэтому я с удовольствием пишу о цивилизационных перспективах Беларуси. О народе которой ее Президент Лукашенко очень емко и точно сказал «Белорусы - это русские, но со знаком качества».
Итак, цивилизационные перспективы Беларуси.
Ни для кого не секрет, что современный мир находится в состоянии глубокого цивилизационного кризиса. К сожалению, политическое руководство подавляющего большинства стран, даже обладающих большими возможностями, средствами и ресурсами, не способно продемонстрировать стратегии выхода из этого кризиса.
Если оценить развитие тех или иных стран по критерию «возможности (ресурсы) - достижения», то мы увидим, что на общем фоне чрезвычайно низкой эффективности использования потенциальных возможностей, Беларусь под руководством Президента Лукашенко демонстрирует очевидные успехи.
Большое видится на расстоянии. И возможно именно со стороны столь очевидны успехи Беларуси, сумевшей сохранить и приумножить свой экономический потенциал, техносферу, социум, образование и т.д., и т.п. при дефиците ресурсов.
Как специалист по стратегическому планированию могу ответственно заявить, что Беларусь готова к новому цивилизационному рывку, готова продемонстрировать не только постсоветскому пространству, но и многим в мире, как надо развиваться в бушующем море мирового кризиса.
Для примера разберу всего несколько потенциальных «точек прорыва», которых на самом деле гораздо больше, и которые наверняка гораздо лучше, чем мне, известны белорусским коллегам.
Первый пример касается больного вопроса газоснабжения. Совершенно очевидно, что Беларусь должна избавится от нестабильности в поведении своего восточного партнера. Как? Общие контуры решения проблемы наметил в ряде своих выступлений Президент Беларуси. Это строительство терминалов по приему сжиженного газа в Литве и Латвии и снабжение этим газом Беларуси.
Хочется отметить именно цивилизационную, прорывную составляющую этой стратегии. В самом деле, сжиженный газ будет стоить Беларуси как минимум на 20% дешевле российского. Но даже не это главное. Газодобыча в РФ вступает в фазу убывания. Новые месторождения не разрабатываются в силу очень сложной инженерно-геологической обстановки, постоянно меняющейся вследствие изменений климата. Но основная опасность не в этом, а в том, что в силу тех же причин, резко растет аварийность на газопроводах. Уже в ближайшие годы потери при транспортировке могут достичь 40% от перекачиваемого газа. Эти данные получены в результате официальных исследований Минпромнауки РФ и опубликованы в открытых источниках (монографиях и научных статьях).
И значительное сокращение добычи российского газа в этом году - наглядное подтверждение прогнозов, сделанных еще в конце 1990-х.
Так что проблемы с поставками российского газа будут иметь место независимо от политических и экономических соображений.
В то же время технологии сжижения, разжижения и транспортировки сжиженного газа постоянно совершенствуются и становятся дешевле даже просто в результате роста объемов этого производства.
Поэтому стратегическая линия на снабжение сжиженным газом соответствует внутренней логики развития газовой отрасли в мире в целом. Подчеркнем, независимо от политики и экономических частностей. Но что означает следование логике развития технологий? Это именно цивилизационная перспектива. Которая выше, чем политика и текущие спекулятивные резоны.
Может возникнуть вопрос, а насколько трудоемок и дорог переход на снабжение сжиженным газом того или иного региона или целой страны? Я не специалист в этой узкой области, но мое общение с коллегами (в основном технарями и менеджерами-производственниками) из Украины и Грузии позволяет утверждать, что такие проекты относительно малозатратны и быстро (в течении года с небольшим) окупаются.
Но где взять инвестиции на такой проект? Опять же, общение с коллегами позволяет мне утверждать, что есть возможности привлекать для этого инвестиции богатых производителей жидкого газа. Они заинтересованы в максимально быстром расширении рынка сбыта своей продукции. И могут, если не полностью, то хотя бы частично, профинансировать соответствующее строительство. Тем более, что эти производители тесно связаны с другими влиятельными кругами арабского мира, которые заинтересованы в такого рода инвестициях и имеют большие финансовые возможности.
Этот план будет тем более привлекателен для соответствующих инвесторов, если продемонстрировать им перспективы использования газотранспортной системы Беларуси для доставки их газа в Европу вместо российского. Что будет и для европейских потребителей выгоднее сохранения нынешней системы газоснабжения. Разумеется, Беларусь при этом помимо стабильного газоснабжения, будет получать и дополнительную прибыль.
Второй пример тоже касается важнейшей для Беларуси проблемы - экономии энергии. И здесь открываются многочисленные перспективы. По опыту работы в системе Госплана и ГКНТ СССР, а потом аналогичных структурах РФ я знаю о существовании в России множества различных технологий, резко уменьшающих затраты энергоносителей при производстве электроэнергии и при коммунальном теплоснабжении.
К сожалению, экономическая и административная система РФ отторгает эти технологии. И их разработчики готовы предоставить их в другие страны.
Заинтересована Беларусь в таких технологиях? Безусловно. Но только ли Беларусь? Разве это не проблема для всего мира в целом? Да. И Беларусь может продемонстрировать цивилизационный пример решения данных проблем.
Почему именно Беларусь? Да потому что в Беларуси, благодаря политике Президента Лукашенко, сохранена управляемость экономическими процессами и способность к целенаправленному внедрению прорывных технологий.
Но где в условиях дефицита средств взять инвестиции на решение этой комплексной задачи? Опять же, не берусь претендовать на истину в последней инстанции, но мое личное общение с представителями экспертного сообщества различных постсоветских государств позволяет предположить следующее. Кризисные явления на постсоветском пространстве будут нарастать опережающими, по сравнению с остальным миром, темпами. Соответственно будет осложнятся и политическая остановка. Последние события в Украине тому пример.
В этой ситуации вполне возможно сделать Беларусь для многих бизнесменов этаким «островком спасения». Но не просто зазывать носителей больших денег, чтобы они разболтали своими шальными капиталами четко отлаженный экономический механизм республики. Нет. Носителей денег возможно привлекать только при условии инвестирования их средств в строго определяемые правительством Беларуси новые проекты, новое производство. Например, в проекты развития энергосбережения.
Возможно, я в данном случае рассуждаю по-дилетантски. И тогда прошу простить мне эту «маниловщину». Но, повторяю, от многих коллег я слышал разговоры о возможности именно такого варианта поведения их шефов в случае дальнейшего развития кризиса в их странах.
Третий пример касается одной из самых сильных сторон беларусской экономики - сельского хозяйства. Разумеется, мне не с руки говорить об этой отрасли белорусским профессионалам. Просто хочется с возможно неожиданной стороны сделать им комплимент.
Летом Президент РФ Медведев довольно неосмотрительно сказал, что хочет получить с Беларуси долги деньгами, а не «сыром и пирогами». По моему скромному разумению, Дмитрий Анатольевич погорячился. Нынешний урожай в РФ низкий. Но даже при этом, как оказалось, емкости для хранения зерна оставляют желать лучшего. Это выяснилось именно сейчас, после запрета экспорта зерна из РФ. Ибо раньше этот вопрос решался путем завышения объема экспорта зерна, которое потом снова завозилось в РФ. Таким образом, зерно фактически хранилось за пределами РФ. Теперь же значительная часть зерна в изношенных старых российских элеваторах пропадет. Озимые, посеянные этой осенью, тоже на больших территориях пропали вследствие неблагоприятных погодных условий. Кроме того есть весьма высокая вероятность, что следующий год будет столь же засушливым и неурожайным, как нынешний.
Так что РФ ждет длительный многолетний продовольственный кризис. И есть весьма высокая доля вероятности, что Москва сама еще попросит Минск расплачиваться с ней «сыром и пирогами» в 2011 году. Правда тогда эти «сыр и пироги» дороговато обойдутся Москве.
Поэтому великолепное сельское хозяйство Беларуси есть уже реализованное цивилизационное достижение. Весьма ценное в мире, где повсеместно нарастает продовольственный кризис.
Можно пожелать белорусскому руководству только одного - активнее рассказывать о белорусском опыте в странах СНГ, и в первую очередь в России. Я считаю, что очень многие, уставшие от неурядиц нормальные работящие люди из России и Украины готовы стать фермерами в Беларуси. Им просто надо узнать, что такая возможность есть.
Автор: профессор Пётр Михайлович Хомяков
Адрес источника:
http://folksland.net/m/articles/view/TSivilizatsionnye-perspektivy-Belarusi