По сообщению информагентства «Синьхуа», сейчас почти 12 миллионов китайцев испытывают нехватку питьевой воды. Нехватка ресурсов для Китая остается одной из серьезнейших проблем и как один из вариантов ее решения может быть военная экспансия на ближайшие территории. Китаю, как часто любит говорить его политическое руководство, не хватает «жизненного пространства».
В газете Главного политического управления НОАК (Народная освободительная армия Китая) «Цзефанцзюнь бао» («Освободительная армия») от 13 апреля 1987 года о границе жизненного пространства говорилось, что она «определяет жизненное пространство государства и страны и связана с притоком и оттоком всеобъемлющей национальной мощи», «отражает мощь государства в целом и служит интересам его существования, экономики, безопасности и научной деятельности».
«Жизненное пространство» в Китайской версии
По сути, эта концепция открыто говорит, что НОАК может вторгнуться на любую территорию исходя из интересов Китая. Сейчас НОАК вступил во второй этап своего развития. По этому плану ВС Китая к 2010-2015 годам должны превратиться в силу, «гарантирующую расширение стратегических границ и жизненного пространства».
За последние девять лет военные расходы КНР выросли почти в 3 раза. За это время НОАК получили 500 танков ZTZ-99, чьи показатели превосходят разрекламированный отечественный Т-90. Способность китайской оборонки копировать и соединять советские и западные технологии дают поистине впечатляющие результаты. По обычным вооружениям Китай давно обошел Вооруженные силы РФ. Так, например, танков в НОАК насчитывается около 7500 единиц, половину из них составляют старые образцы Type 88 и Type 59, однако они пригодны для наступательных действий. Перевес в ВВС тоже на стороне НОАК, только аналогов Су-30 в Китае около 120, у России всего 4.
Показательные полеты ПАК ФА (новый российских самолет 5-го поколения) особого страху на Вооруженные силы Китая не навели, да и массовое производство истребителя начнется не раньше 2015 г. К тому моменту Китай может приготовить уже свой собственный ответ в виде истребителя 5-го поколения J-XX.
Ситуация с ПВО в России еще хуже. Закупки С-400 “Триумф” замедлились, C-300 не хватает, да и на такой огромное территории обеспечить полную воздушную безопасность практически невозможно.
Про личный состав НОАК и говорить не стоит (2 250 000 человек на действительной службе) плюс 400 000 000 - мобилизационный резерв. Для сравнения, ВС РФ насчитывают 1 068 000 на действительной службе, мобилизационный резерв - 10 000 000. То есть шанс того, что российскую пехоту просто закидают шапками, очень высок.
На данный момент Шэньянский и Пекинский военные округа, прилегающие к границе с РФ, по совокупности вооружения и численности превосходят все Вооруженные силы России. Учитывая неравномерность и разброс отечественной армии, переброска необходимого контингента в случае войны займет месяц (по оптимистичным подсчетам). Темп продвижения 38-й армии Пекинского военного округа составляет 1000 км в неделю (при таком темпе до Урала войска НОАК дойдут меньше чем за месяц).
При этом использовать ядерный потенциал Кремлю будет довольно затруднительно, так как придеться применять его по собственной территории, что безусловно приведет к радиоактивному заражению и последующей экологической катастрофе.
Кремль смотрит не туда
Дополнительной трудностью для Кремля в осознании грядущих перемен служит то, что политическая мысль власти застряла в советской эпохе. Позиционирование блока НАТО и США как врагов пролетариата плотно засело в умах как политиков, так и народа. Между тем перспективы военной агрессии со стороны США в ближайшие 10-15 лет крайне низки. Нынешние операции в Ираке и Афганистане сильно сказались на моральном и финансовом состоянии американской армии. Особенно это заметно в обществе, где антивоенные настроения набирают обороты.
Та же ситуация сегодня и с Европой. «Рассматривать НАТО как военного противника невозможно», - говорит заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. По мнению эксперта, идеология стран НАТО сильно изменилась за последние десять лет, в обществе преобладает пацифизм и стремление урегулировать конфликты мирным путем. А ярое стремление к соблюдению прав человека окончательно добили милитаризацию. «Если люди не готовы умирать, то совершенно неважно, сколько у армии стреляющего железа», - добавляет господин Храмчихин.
Кандидат военных наук, член-корреспондент Академии военных наук профессор Анатолий Цыганок так комментирует политику Москвы: «Действия высшего внешнеполитического руководства России и Генерального штаба состоят в том, чтобы из Китая сделать друга, уговорить потенциально-опасного соседа. Именно на это направлено создание нового военного союза - Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)», - отмечает специалист.
Отметим, что за время кризиса товарооборот между нашими странами существенно вырос. Согласно статистике Росстата, товарооборот между Китаем и Россией в 2009 году составил $39,5 млрд (Китай вошел в первую тройку по товарообороту, уступив только Германии и Голландии). Кроме того, российские и китайские компании в прошлом году заключили соглашения по ряду совместных проектов в России на общую сумму $ 8,7 млрд.
Впрочем, в третьем варианте военной доктрины, опубликованной в феврале 2010 года, наши стратеги таки признали угрозу со стороны массовой армии классического типа на востоке (явно Китай) наряду с высокотехнологической армии последнего поколения на западе (видимо, НАТО), а также партизанского подполья и слабых армий на юге (северокавказские боевики и Грузия).
Китай сердится
Между тем говорить о пацифизме в китайском обществе, увы, не приходится. В обществе ярко выражены реваншистские настроения, причем одержать реванш НОАК хочет не только над Россией за Даманский полуостров, но, видимо, и над всей западной цивилизацией - за почти 200-летнюю эксплуатацию.
Недавно появившаяся в Китае книга «Китай сердится» стала бестселлером, сейчас уже продано около 1 млн экземпляров - это не учитывая, сколько людей прочитало ее в Интернете. Вот некоторые цитаты из книги: «Мы больше всего подходим на роль лидеров мира!», «Китай сегодня может диктовать свои условия», «Трезвомыслящим китайцам необходимо отбросить сомнения по этому поводу: рано или поздно мы будем там!», - говорят авторы о российском Дальнем Востоке.
«В Китае принята программа ползучей экспансии на российскую территорию - по Конфуцию - если не силой, то умом и хитростью, - говорит профессор Анатолий Цыганок, член-корреспондент Академии военных наук. - Это мы и наблюдаем на российском Дальнем Востоке, где угрожающе растёт количество китайских мигрантов».
В книге ярко выражена идея «жизненного пространства», которое Китаю в последнее время катастрофически не хватает. Стоит понимать, что эта книга вполне может оказаться не просто творчеством группы азиатских патриотов, а целенаправленным месседжем миру от компартии КНР.
Эксперты не согласны
По мнению публициста Николая Старикова, военная интервенция НОАК на территорию России является мифом и хитрой игрой западных держав - в особенности Великобритании. «Это попытка стравить две державы для дестабилизации Азии. Никому не нужны ни сильная Россия, ни сильный Китай. Даже теоретически Китай не вступит в отрытый военный конфликт против России. Россия - это ядерная держава с боезапасом в 5000 единиц, в то время, как у НОАК всего 28 ядерных боеголовок», - рассказывает господин Стариков (добавим, что по данным Ядерного клуба, у России 2825 ядерных боезарядов, у Китая - 130-160 единиц).
С мнением о том, что военная экспансия Китая нереалистична, согласен директор Центра политической философии Андрей Колесников: «Политические отношения между двумя государствами сейчас стабильны и приносят выгоду. Китайское руководство не пойдет на полномасштабную военную операцию только ради того, что бы пополнить истощающиеся ресурсы. Хотел бы заметить, что экономическая экспансия возможна, вернее она уже происходит. Еще раз хочу сказать, что Китаю легче купить ресурсы, чем разоряться на войне».
Военные и гражданские эксперты по-разному смотрят на возможное развитие событий, но то, что Китаю для выживания необходимы новые территории и ресурсы - это факт. 9,6 млн. кв. км (в два раза меньше территории России) для такого большого числа людей (1,314 млрд - почти в 10 раз больше, чем в России) - это слишком мало. Какими методами КНР будет добиваться своих целей - экономической или военной экспансией, вопрос открытый. Как говорится, оптимисты учат английский, пессимисты китайский.
Святослав Ревбонда, «В кризис.ру»