Правильную статью аниимперской напрвленности разместил сайт АНП на своих страницах. Но самое замечательное, что автором её является девушка.
К сожалению, очень многие базовые понятия остаются без четких определений. К их числу относятся такие как пространство, время, материя, энергия. Вроде бы все понимают, о чем речь, а стоит попробовать дать определение - и начинаются проблемы. А как четко определить, что такое жизнь или кто такой человек?
Разговор на тему «кто такие русские» сложен по той же самой причине. Строго номиналистский подход здесь абсолютно неприемлем и бесперспективен. Однако сегодня он актуален как никогда, поскольку сегодняшняя многонацинальная РФ становится всё менее похожей на единую страну и уподобляется телеге, куда впряглись лебедь, рак и щука.
Современные идеологи нам усиленно внушают, что «быть русским» - это прежде всего «быть православным». Не буду даже дискутировать по этому поводу, очень мало кого это может сейчас устроить. А оттолкнуть - запросто.
Но может быть, «русские» - понятие собирательное, подтверждением чему являются опубликованные научные исследования биологов, генетиков и антропологов? Согласно исследованиям российских и эстонских ученых (
http://www.inosmi.ru/translation/238936.html) установлено, например, что современные русские, живущие на Севере России, происходят от сменивших язык финно-угорских народов и в их геноме живет характерный только для угро-финнов вариант Y-хромосомы. Так что и «русский национальный герой» Иван Сусанин, как справедливо заметил Михаил Голденков («Мифы о Сусанине»,
http://anvictory.org/index.php?name=pages&op=view&id=454), вероятно, был на самом деле Jussi Susannen - Юсси Сусаннен (с ударением, естественно, на первом слоге). Более того, даже между типичными представителями близких соседей - коренными жителями вологдо-вятской, ильмено-белозерской и валдайской зон различия почти такие же, как между соседними народами. [Журнал «КоммерсантЪ-Власть» № 38 (641) от 26.09.2005 (
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=611986].
Но в этом нет, на мой взгляд, ничего страшного, поскольку среди других стран и народов ситуация зачастую схожая, а то и более сложная. Так, грузины - тоже собирательное название. Вот что можно прочитать, например, на грузинском интернет-сайте
http://apsny.ge/order/1248287009.php: «На самом деле Сакартвело (Грузия) состоит из уголков где живут Сваны, Абхазы, Менгрельцы, Гурийцы, Аджарцы, Имеретинцы, Месхетинцы, Картлинцы, Кахетинцы, Пшави, Хевсури, Рачинци. "Где же Картвелинский (Грузинский) народ?", - спросите Вы. - "Мы все вместе и есть Картвелинский Народ, как букет прекрасных роз"».
Так, может быть русские - это также и вятичи, и кривичи, и поляне, и мурома, и чудь, и весь, и мещеры, и меря?..
В вопросах этногенеза в настоящее время превалируют идеи географического детерминизма, в основе которой лежит влияние природных факторов. Среди признаков, отличающих один народ от другого, при этом выделяется стереотип поведения, имеющих природно-климатическое, географическое происхождение. По мнению Шарля Луи Монтескьё (Charles Louis Montesquieu), природные условия и климат - решающие причины различий форм государственной власти и законодательства. Этих же идей придерживались и отечественные мыслители - Л.И. Мечников и Л.Н. Гумилёв. Самые древние цивилизации (во всяком случае, из тех, что рассматриваются в учебниках истории) возникли в субтропическом или тропическом поясе Земли. Отсутствие холодной зимы требовало минимальных затрат при изготовлении одежды и жилья, а урожай можно было собирать 2-3 раза в год. Но первоначально положительная роль благоприятного климата сыграла в дальнейшем свою негативную роль: развитие властно требует определенных стимулов. А причиной этих стимулов является дискомфорт. Подтверждение тому - народы Северной Европы. Недостаток природных богатств и суровость климатических условий оказали ускоряющее влияние на их развитие.
В настоящее время роль географических факторов скорее возросла, нежели снизилась. Различие природных условий породило различие цивилизаций и неодинаковые перспективы их развития. Научно-технический прогресс, сняв одни ограничения, породил новые проблемы. Сохранились и очевидные климатические различия, накладывающие естественные ограничения на развитие наций.
Современная РФ занимает несколько климатических поясов. Регионы разнятся друг от друга и этнически, и культурно. Поэтому даже в условиях интенсивной миграции населения можно наблюдать один из универсальных законов развития - принцип дивергенции, когда происходит разделение в процессе эволюции признаков и свойств у первоначально близких групп.
Существует и противоположный дивергенции процесс конвергенции - возникновение сходных признаков или групп. Если речь идет об этнических группах, конвергенция приводит к формированию новых наций. Но сейчас явно превалируют процессы дивергенции. Но явно, не генетические различия будут сейчас ложиться в основу дивергенции русского народа. Во главу угла неизбежно встанут важнейшие жизненные ориентиры, фундаментальная система ценностей.
Точки бифуркации (непредсказуемого и необратимого скачкообразного перехода системы из теряющего устойчивость начального в одно из других вероятных устойчивых состояний) надёжно разводят пути эволюции, что обеспечивает рост разнообразия и сложности организации материи. Современная РФ стремительно и неотвратимо приближается к, пожалуй, самому драматическому моменту своей истории, а говоря научным языком - к точке бифуркации. Так состоятельно ли в этих условиях говорить об едином государстве на постсоветском (и построссийском) пространстве? Наверное, обозримое будущее все-таки не за единой империей, а за большой Конфедерацией Северных Народов, близких друг другу этнически и культурно, имеющих очень близкую систему ценностей?
Вопросы дивергенции, неизбежные и назревшие в среде русского народа, рассмотрены и в известной книге профессора Хомякова «Отчет Русским Богам ветерана Русского Движения». Не могу не согласиться с тем, что «...настала пора наконец сказать, что русский народ не един. В нем одновременно сосуществуют два совершенно разных народа. Первый, ленивый, безынициативный, ненадежный, лакейски относящийся к любой власти, склонный к демагогии, часто грубый и агрессивный с заведомо более слабыми, и тоже часто, но, впрочем, не всегда, завистливый. И второй, трудолюбивый, надежный, аккуратный, инициативный, скептически относящийся к любой власти, живущий своим умом, не агрессивный, но способный на отпор, чуждый зависти» ... Ко вторым, на мой взгляд, наиболее удачно подходит понятие «русские европейцы», а их доля, по оценкам профессора Хомякова, составляет около одной трети. Две трети «русских», к сожалению, под воздействием имперской политики, усилиями лживых идеологов разных эпох, превратились в серое апассионарное большинство, «Иванов, не помнящих родства».
Наверное, именно поэтому активизируются процессы дивергенции и национальной идентификации в российских финно-угорских республиках (
http://www.torama.ru/valda/index.php3?act=works&id=112). Безусловно, здесь заразителен пример Финляндии, показавшей всему человечеству удивительный пример успевания на, казалось бы, давно ушедший поезд. Страна, не имевшая в середине 19 века ни национального языка (гимн которой был написан и исполнялся в первое время на шведском языке), ни государственности, - она превратилась менее чем за 100 лет в одну из лучших стран Европы, возродила язык и во многом задала тон архитектуре 20 века. Более того, сейчас Финляндия взяла на себя обучение студентов из финно-угорских республик РФ - в сущности, создание национальной интеллигенции. И в этом смысле не начался ли уже процесс создания Великой Финляндии?
Так почему же люди, почти не знающие ни национальный язык, ни национальную культуру, чьи родители зачастую считали себя русскими, вдруг начинают осознавать себя карелами, коми, удмуртами, марийцами, мордвой, вепсами, ижорцами, ингерманландцами, муромами, мещерами или меря??? Их пока меньшинство, но они - наиболее активная часть населения, прежде всего молодежь.
А потому, прежде всего, наверное, что не хотят они иметь ничего общего с тем ленивым, инертным, серым большинством, лишь именующих себя «русскими», но даже не утруждающих себя понять, что же это значит, «быть русским»! И не в последнюю очередь потому, что не хотят считать себя «православными христианами» и иметь что-то общее с РПЦ!
Nadežda A. Korneva, Merjamaa,
АНП