Неоконсерватизм в США Часть1

May 16, 2013 17:26



Вера Генисаретская
16 декабря 2004 г.

Неоконсерватизм в США

или от Платона, Макиавелли и Троцкого до "Второго Пришествия"

"Я думал еще, что государственная этика, доведенная до ее логического пароксизма, - как кульминационный пункт какого-то коллективного бреда, -неизбежно приводит почти к уголовной концепции власти, и в такие периоды истории власть действительно принадлежит невежественным преступникам и фанатикам, тиранам и сумасшедшим..."

Гайто Газданов. Возвращение Будды.

В своей работе "Об исправлении имен" Евгений Шифферс писал, ссылаясь на конфуцианские источники, о том, что ложные именования искривляют порядок вещей и ведут к катастрофам исторического масштаба. Особенно это касается таких фундаментальных понятий социума как "церковь", "армия", "правительство".

В ХХ веке подмена понятий - благодаря развитию средств массовой информации - стала могущественным инструментом в руках групп, стремящихся к господству не только в отдельно взятых геополитических регионах, но и во всем мире. Нам ли русским не помнить о лозунгах "свободы, равенства, братства и счастья всех народов", или забудут ли немцы о том, чем обернулись для них призывы к созданию "свободной, процетающей Германии"? Но сейчас речь не о нас и не о немцах, поскольку не мы и не они ныне пытаемся устанавливать правила мирового порядка.

Для любого человека, следящего за международной политикой, ясно, что эти правила сейчас пытаются устанавливать США, во главе которых стоят люди, принадлежащие к консервативной партии и именуемые в политических и академических кругах "неоконсерваторами".

Разница между ними и традиционными консерватарами столь большая, что такой реакционный представитель партии "слонов" как Пат Бьюкенен1, отличающийся повышенным политическим нюхом и прямотой воззрений и высказываний, забил тревогу, обвиняя неоконов в отходе от фендаментальных принципов консерватизма и в предательстве интересов страны и Конституции2.

Для понимания того, что такое неоконсерватизм, я пыталась как анализировать действия неоконов, так и рассматривать идеологическую платформу этих действий, обращаясь к источникам неоконсервативных концепций.

Свод этих источников огромен. Он включает академические труды, аналитические обзоры и рекомендации, сделанные по заказу правительства или предназначенные для представления высшим эшелонам власти, публикации в специальных изданиях, устные и печатные материалы, адресованные широкой публике.

Всю эту библиотеку можно - с допустимой долей приблизительности - разделить на две группы. К первой относятся источники для "узкого круга посвященных и понимающих", а ко второй то, что предназначается для массового потребления.

Это разделение не случайно, но вытекает из генезиса и природы неоконсерватизма. Одним из главных идеологических его основоположников является политический философ Лео Штраус3, которого некоторые критики называют "фашистским крестным отцом неоконов"4. Немецкий еврей, антилиберал, поклонник Макиавелли, сионист, он в 1937 году эмигрировал в США, где стал основателем "Штраусеанства" - довольно эклектической, но и оригинальной школы политической философской мысли, опирающейся, в частности, на идею Западной цивилизации как единства "Афин" и "Иерусалима" - Мышления и Откровения.

Весьма ценным элементом штраусианства для неоконов стало, противопоставление "элитарного круга" ("философов") и "глупых популистских масс". Эту идею Штраус трансформировал, конечно, из платонизма. Править массами должна "элита". Она возвышается над массами по самому своему определению, но это и делает ее уязвимой "колонной", объектом преследований масс. Для того, чтобы защититься от масс и править ими, "элите" необходимо держать в секрете или вуалировать подлинные мотивы и цели своих действий, используя для масс язык "благородной лжи" ("noble lies")5.

Довольно большой процент штраусеанцев, (многие из них либо учились у Штрауса в Чикагском Университете, где он преподавал 20 лет, либо слушали лекции его ученика Аллана Блума) заняли ключевые посты в нынешней администрации Белого Дома. Вот далеко не полный список этих людей: Пол Вульфовиц6, Абрам Шульский7, Джон Вальтерс8, Леон Касс9, Кларенс Томас10, Джон Ашкрофт11 . Еще больший процент учеников Штрауса стали влиятельными лоббистами и пропагандистами неоконсервативных идей на различных социальных уровнях. Самой мощной такой фигурой является, бесспорно, редактор Weekly Standard Вильям (Бил) Кристол12, сын одного из "крестных отцов" неоконсерватизма Ирвинга Кристола13 .

Штраусианцы этого круга действительно являют собой нечто вроде элитарного клуба и каждый год 4 июля примерно 60 из них собираются на тайный пикник в каких-нибудь окрестностях Вашингтона14.

Если Штраус, возможно сам того не желая, стал как бы "рамой", остовом живописного полотна, на котором с конца 60-х годов начали развиваться закулисные неоконсервативные действа с участием его учеников и продолжателей, то "мясом", ударной силой явились идеи, казалось бы, совершенно из "другой оперы". Чтобы понять эти идеи и то, как они задействовали неоконсерватизм, необходимо немного углубиться в историю.

Многие ныне известные идеологи или идейные праотцы неоконсерватизма, как и Штраус, эмигрировали в США из Восточной Европы, спасаясь от бедности или от антисемитских преследований. В годы Великой Депрессии они стали радикальными социалистами, трэдюнионистами и троцкистами. Среди троцкистов следует особо упомянуть приверженцев известного американского теоретика троцкизма, лидера Независимой Лиги Социалистов и редактора журнала New International Макса Шахтмана15. В этот круг входили, например, уже упоминаемый Пол Волфовиц, известный политолог и бывший посол США в ООН Джоан Киркпатрик16 ,заместитель министра обороны США при Рейгане Ричард Перл17.

После того, как Сталин незадолго до своей смерти начал открыто преследовать евреев, все эти радикалы стали активными антикоммунистами, выступающими против всяких контактов с Советским Союзом и за борьбу с ним.

Крестными отцами неоконсерватизма в том виде, в котором он существет сейчас, стали Ирвинг Кристол18 и Роман Подгорец19, сформировавшие свои взгляды на страницах журнала Commentary в 50-е и 60-е годы. Интересно проследить интеллектуальную эволюцию этого издания. В 50-х и начале 60-х годов представители зарождавшегося неоконсерватизма были социалистами и ярыми антикоммунистами, поборниками движения за гражданские права и сторонниками Мартина Лютера Кинга. Разочаровавшись в концепции "Великого Общества"20, проводимой в жизнь администрацией Линдона Джонсона21, а также в контр-культуре 60-х и в растущием антиамериканизме среди "беби-бумеров", в антивоенном движении и в Новой Левой22, они все больше и больше забирали вправо. В политологических кругах широко известно определение неоконсерватизма, данное Ирвингом Кристолом: "Неоконсерватор - это либерал, измордованный реальностью"23. В итоге этого поправения неоконсерваторы стали ярыми проводниками идей жесткого милитаризма во внешней политике и силового насаждения идеалов "западной демократии" во всем мире.

По сути дела, они так и остались троцкистами, только Троцкий призывал к перманентной социалистической революции и насаждению социализма и коммунизма, а неоконы - к тоже перманентному и насильственному насаждению социальной системы, хотя и другой.

США, неоконы

Previous post Next post
Up