«Окурки»

Feb 20, 2009 18:25




Воркшоп «Сопротивление материалов»
Эпизод №3 «Окурки»
21 февраля 2009 в 18:00
Галерея "Норма", (ул. Кузнечная, 52)
http://vkontakte.ru/club5805420
http://community.livejournal.com/norma_gallery/



Я давно заметил, что окурки «тяготеют» к местам культуры. Взять любое село - где найдешь ещё столько окурков как под клубом? А в городе под любым театром, кино, музеем, институтом, спорткомплексом, наконец парком «культуры и отдыха» окурков больше чем у проходной нефтеперегонного завода. Да, на окурках лежит отсвет культуры. В юности, во времена моих как сказал бы Горький «хождений по Руси» занесло меня с товарищем в Бурятию, в Улан-Уде. Рвались осмотреть последний сохранившийся Гусиноозёрский дацан(ламаистский монастырь) и посетить находящееся там же Главное духовное управление буддистов СССР.

Нас предупредили, что там курить строжайше запрещено. С трудом добрались. Издалека - красота изумительная, золочённые изогнутые крыши храмов, белая стена с башенками. Ещё за километр до монастыря вырываю сигарету изо рта друга и говорю: «Идём в место духовное, можешь часок потерпеть». Но когда подошли, то увиденное ввело в лёгкий транс - вокруг всего дацана шириной метров в сто лежал слой окурков по щиколотку. У ворот дворник-монах мёл эти окурки, он их не сметал, а мёл с места на место, делая в одном месте слой тоньше, а в другом толще.

Вот такой коан. Такая вот метафора отброшенной суеты. Последнее, что человек отбрасывает перед вступление в храм - это окурок.

В нашей художественной традиции окурки всегда несли печать духовности. В отличие от Запада, где они стали банальной риторической фигурой общества потребления. В крайне модной сейчас «теории трат» окурок оказывается в остатках трат, в итогах потребления - в мусоре, в отбросе.

Такое трэш-отношение чуждо славяно-азиатскому сознанию. У нас если пепельница полна окурков, то это означает, что здесь происходило нечто очень духовное: то ли пили до утра, то ли всю ночь провели в бдениях-радениях в поисках последних смыслов.

Не случайно Репин в итоговые годы жизни так любил делать портреты съезжавшихся к нему в Пенаты со всей России собеседников тушью, используя окурки вместо кисти. Да и результаты его много душевнее, чем кубо-механические штудии Пикассо, исполненные курительной трубкой.

Обращение к этой теме мэтров современного искусства от Класа Ольденбурга с его «Гигантскими окурками» или «консервированные окурки» Армана в стеклянных банках с крышечками с оттиснутым изящным вензелем «А», всегда несёт в себе ощущение финальности. Арман даже часто «заправлял» свои окурочные консервы обмылками, обмотанными волосами, чтобы подчеркнуть распад.

Однако как гласит старая народная поговорка - «Что немцу смерть, то русскому самая житуха». Разве могут они понять в своей сытой благоустроенности, что значит докурить окурок обжигая губы в зоне, в метель, пургу?
Тут мы подходим к лагерной теме и зековской эстетике. Само синонимичное слово «бычок», пришло в 30-х из лагерей Беломоро-Балтийского канала, где целая папироса «Беломора» называлась «бык», полускуренная уменьшительным «бычок». «Окурочек в красной помаде» стал гимном нескольких поколений. Окурок в ней манифестирует весть из другой, для них уже «райской» жизни. Вообще тема окурков имеет модус ожидания, чаяния. Это можно было раньше проследить под любыми городскими часами, а сейчас с их исчезновением, на любой остановке городского транспорта.

Криминалисты утверждают, что по характерному залому окурка можно идентифицировать курильщика. Слово «чинарик» появилось в годы Первой Мировой войны среди беспризорников для обозначения окурков сигарет и дорогих папирос, которые могли бы себе позволить только чиновники, оно говорит о статусе.

Есть ещё масса аспектов культурных отсылок, тут и фронтовая тема: обо всех, кто «Ушел недолюбив, не докурив последней папиросы». Тема традиции «последней сигареты» перед казнью, и многие, многие другие. Контексты вещественного фигурирования окурков могут иметь полярный разнос. Нечто вроде обречённого диалога коллекционера сигарных окурков Черчилля с человеком, которому только что потушили сигарету об голову.

Леонид Войцехов
февраль 2008

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СЛОГАН:
«курение вызывает импотенцию»

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
сигаретные и папиросные окурки
отечественного и зарубежного производства

УЧАСТНИКИ
Леонид Войцехов, Александр Венецкий, Евгений Годенко, Игорь Гусев, Олег Гуренко, Саша Добрый, Сергей Зарва, Гоша Кушнир, Александр Лисовский, Моника, Лора Осипенко, Юрий Плисс, Василий Рябченко, Степан Рябченко, Евгений Стоев, Ната Трандафир, Игорь Чумаченко, Александр Шевчук.

Воркшоп, Леонид Войцехов

Previous post Next post
Up