Молодые

Jun 16, 2023 19:43

В год моего рождения вышел на экраны малоизвестный фильм в популярном тогда жанре социальная драма режиссера Николая Москаленко «Молодые». В главных ролях Евгений Киндинов и Любовь Нефедова (нигде больше не снималась), во второстепенных весь цвет советского кино - Армен Джигарханян, Нонна Мордюкова и ее сын Владимир Тихонов, Алла Ларионова, Михаил Кокшенов, Татьяна Пельтцер, Вячеслав Невинный, Леонид Куравлев.

Как я уже неоднократно говорила, сейчас смотреть «кино про тогда» крайне сложно и дело не только в размытом кадре и плохом звуке, дело в смысле и в форме. Но - история учит, что ничему не учит, а только повторяется - быть может именно СЕЙЧАС и НАДО вникать в ТО ВРЕМЯ, готовиться к переосмыслению эпохи.
Фильм очень хороший, добрый, с внятным грамотным посылом и правильно расставленными акцентами, насыщен событиями и динамичным сюжетом. Снимали бы сейчас (Сарик Андреасян, к примеру), забабахали бы сериал серий на 8, а то и на 16 с полсотней действующих лиц. А раньше реально кино было «живописью светом по целлулоиду».

В двух словах сюжет - это редкий фильм о строителях. Причем, не о строителях коммунизма или Днепрогэса, а о людях мирной профессии, которые строят условные Новые Черемушки в эпоху всеобщего дефицита, квартального плана и пятилетки в 4 года.

В центре сюжета Алексей (23) и Женя (20), случайное знакомство, разные социальные слои и стартовые условия, но непреодолимое и непонятное влечение друг к другу. Которое впоследствии привело к скоропалительному браку, переезду в общагу, взаимному недопониманию и болезненному разрыву. Всё это на фоне жизни других весьма колоритных персонажей, из которых мне больше всех понравился Джигарханян, одним движением бровей сумевший отбрить соперника и завоевать сердце роковой красавицы Елены. Очень хорош нервный и аристократичный Тихонов-мл, чья дальнейшая судьба придаёт дополнительного драматизма роли. Эффектна и правдива Алла Ларионова в роли матери девушки Жени; как всегда мастерски точна в деталях Татьяна Пельтцер; Нонна Мордюкова в роли комендантши общежития прямая противоположность управдому из «Бриллиантовой руки».

Ну и не могу обойти вниманием россыпью разбросанные по фильму приметы времени, особенно касающиеся жилищного вопроса: когда бригадир на новоселье дарит молодым (не главным героям, а Кокшенову) ордер на новую квартиру; разница в квартирных условиях главных героев показана не только фасадом здания (она живет в высотке на Котельнической), но и сьемкой с одной точки в тесной квартире его родителей и длинным, секунд на 40, проходом оператора вслед за Женей в её квартире, где кроме прихожей, холла, столовой, гостиной, комнаты няни, спальни, комнаты Жени, есть ещё и кабинет её доброго отца в штанах с лампасами (и всем сразу стало всё понятно, зритель узнаваемо закивал - а, ну конечно!). Мордюкова живёт в общежитии с видом на ж/д ветку не потому, что ей негде, а потому что ей в отдельной квартире одиноко, а вся её семья погибла на войне.

Но самое главное, это не то, что происходит на экране, а то, о чём напряженно молчат все без исключения герои - о личной, интимной жизни. Которой взаимно счастливой по сути нет ни у кого - ни у холостого, ни у женатого, ни у Джигарханяна.




Previous post Next post
Up