кто поедет в Трускавец

Aug 26, 2022 11:38

По наводке Михаила Юрьевича Вермутова пересмотрела фильм «Кто поедет в Трускавец» (1977 год, 77 минут, Таджикфильм, Маргарита Терехова и Александр Кайдановский).

Удивительное было время, во всех смыслах. За 77 минут в кино показали ВСЁ: проблемы и достижения секретных разработок в закрытом НИИ; разницу зарплат научных сотрудников и работников вредного производства; идеально выстроенную систему советского здравоохранения; душевные межличностные отношения с преобладанием человеческого над общественным; а также извечные темы отцов (включая матерей) и детей и поиска близкого человека для редких встреч, душевного комфорта и телесной радости.


Действие происходит где-то в советской среднеазиатской республике, о чем можно догадаться по солнцезащитным бетонным орнаментам на балконе и составу съемочной группы. При этом мир главных героев (они остались безыменными) не ограничивается условным Самаркандом, в сценарии упоминаются Донецк, Трускавец (Львовская область), Актюбинск (Актобе, Казахстан), и, судя по расписанию поездов и самолётов, граждане легко перемещаются в пространстве, приобретая билеты куда угодно без предъявления паспорта.

Но фильм не о достижениях советского народного хозяйства, а об «отношениях», причём в обратном порядке - сначала это_самое, потом чувства-с.

Кайдановский - по меткому определению М.Ю.Вермутова «пикапер-надомник» - имеет отдельную однокомнатную квартиру со всеми удобствами, не стеснен в средствах, нагл и циничен, при этом глубоко травмирован разводом родителей, из-за чего на женщин смотрит как на предмет для удовлетворения инстинктов.

Терехова - эффектная разведёнка 30-ти лет, имеющая на руках горячо любимую, но сильно больную маму, и очень хорошо знающая, чего хочет от мужчин и называющая вещи своими именами («у тебя такие теплые и умелые руки» и так далее). В единственном эпизоде она дала слабину, процитировав на опережение Катю Тихомирову из «Москвы слезам не верит» «как долго я тебя ждала».

А вообще любовь там ни при чём, любовь это всегда созависимость, в кино же битва двух характеров: продуманный и жёсткий Кайдановский против умной, соблазнительной и самодостаточной Тереховой. Мужское и женское, кто победит, а кто уступит. И, невзирая на решительный ПОСТУПОК Кайдановского в виде спонтанной поездки в Трускавец, я ставлю на Терехову: она ему ещё на берегу дала понять, что ей достаточно того, что уже было, а цветы, слова, испепеляющие страстные взгляды - весь этот боевой арсенал соблазнителя - он может оставить при себе.

И напоследок не могу не упомянуть насколько завуалировано, но чётко в то время рассказывали про секс на экране. Достаточно посмотреть, как Терехова кусает и облизывает губы, как сразу становится понятно - сейчас ВСЁ БУДЕТ и будет ХОРОШО.







Previous post Next post
Up