Географ глобус пропил.

Nov 11, 2013 21:56


Я тут буквально на второй день после просмотра наткнулась на тему на одном местном форуме, где товарищ негодовал по поводу фильма. Он посмотрел, ничего не понял и вынес вердикт: этот фильм снят с целью подорвать авторитет педагогов и дискредитировать профессию учителя. Цитата: Спрашивается, зачем сняли этот фильм? С какой целью? Чтобы в очередной раз учителей обосрать?
Чтобы показать, что в школу идут работать никчёмные бестолковые люди?
Кому нужны такие фильмы? Мне непонятно. ¶

Ему стали объяснять, что есть такое понятие как кризис среднего возраста, мятущаяся душа, любовь и не любовь, но что об стенку горох. Наши, нижегородские, особенно упёртые. Этот пишет прямым текстом - раз я, зритель, не понял, то это режиссер виноват, не смог донести мысль. А что сам идиот, это в голову не приходит.

Я не большой фанат Иванова, но помню его «Блудо и мудо» и вот «Географа». В обоих романах можно сказать один герой, и я так понимаю, этот персонаж - альтер эго самого автора. То есть такой идеальный мужчина в собственных глазах. Не без недостатков, точнее - вообще состоящий практически из одних недостатков, но в такой удачной комплектации, что представляет собой образец человеческой внутренней гармонии. Не буду про «Блудо и мудо», там пафосный конец слегка испортил впечатление, а вот «Географ», особенно в виде экранизации, очень завершенная и цельная история.

Безусловно, «Географ» перекликается с «Полетами во сне и наяву» Балаяна и «Отпуском в сентябре» Мельникова. И этой ролью Хабенский встал вровень с Янковским и Далем. Хотя он и так там был.

Виктор Сергеевич Служкин это герой нашего времени. Мы что хотим от героя? Поступков. Их у Служкина масса. Он вообще молодец. Одно то, как он бережно и любовно передал собственную жену как эстафетную палочку в руки другу, говорит о его редком ныне даре сопереживать. На это мало кто способен. Я вообще не знаю ни одного положительного примера из жизни, когда жена бы в открытую погуляла, а потом вернулась к мужу и он не удушил бы её. Это наверное только Ося и Лиля Брик плюс В.В.Маяковский на такое способны.

Можно ещё сказать, что «географ» - это поэтическая ода мудаку. Слово «поэтическая» здесь ключевое. Каким бы не был Служкин гавном, слабым, бесхарактерным, он не вызывает ни презрения, ни брезгливости-гадливости, ни агрессии, а только жалость. Глубокую человеческую жалость. Такой вот он, ну что поделать.



О Служкине можно говорить много и долго, написать и защитить диссертацию на тему «Феномен самоидентификации на фоне кризиса среднего возраста в Восточно-европейской части России» или «Роль личности педагога в образовательном процессе в эпоху введения единого госэкзамена» и тому подобное. Но нам интересны и женские персонажи этой драмы.



Жена Надежда - классический образец русской женщины на грани нервного срыва. Ключевое слово - «русской». У нас, у баб, всё так - через не хочу и терпи, милая, терпи. Смотреть на неё страшно, на минуточку представить себя в такой шкуре - не дай бог, как говорится.



Ученица Маша - что из неё в итоге вырастет? Подозреваю, что вторая Надя. Хотя может быть и пронесёт.


Учительница немецкого, подружка Люся и Сашенька это полный комплект боевых подруг на все случаи мужской жизни. Красивая, простая и душевная - под любое настроение.







Друг Будкин - Денис сказал бы «Жуков», т.е. в скобках логико-сенсорный экстраверт иррационального типа и мы сразу бы всё о нём поняли.



Ученики прекрасны и неподражаемы, сразу вспоминаешь школу, ах, как молоды мы были, ах.



В целом от фильма остаётся долгоиграющее щемящее чувство обреченности собственного существования. В душе так хочется побыть служкиным, хоть ненадолго, хоть иногда, поплыть по течению прямо в одежде, набраться вхлам посреди Очень Важного Дела и покричать в воздух «я бивень, я бивень, бивень!!!», но нет. Что-то держит. Разобраться бы ещё, что это загадочное «что-то», вот вопрос.
Previous post Next post
Up