Jan 28, 2009 11:33
Московская Патриархия обрела нового Патриарха, сильного и амбициозного. И, естественно, что православная общественность в этой связи, ее клерикальная часть пребывает сейчас в невероятной эйфории.
Прежде всего, хочу сказать, что я полностью согласен с нашим братом доктором Али Полосиным, который изначально писал, что Мусульманам не стоит предавать сколь-либо серьезное значение этим выборам и надеяться на "доброго патриарха". Конечно, Кирилл может немало повлиять на государственно-исламские отношения в России и в частности на политику государства по отношению к горячо "любимым" им русским мусульманам. Однако в любом случае положение Мусульман в России и мире зависит не от Кирилла и даже не от Путина с Медведевым, а от Аллаха, Который ясно сказал, что не меняет положение людей, пока они сами его не будут менять.
Поэтому Кирилл или Климент, неважно, но пока сами Мусульмане России будут находиться в том бесформенном и аморфном положении, что сейчас, они будут унижены при любом патриархе или президенте.
Однако хочу дать оценку избранию Кирилла не с позиций будущего Мусульман, а как прогноз относительно самой МП РПЦ.
На первый взгляд, выбор, который стоял перед РПЦ МП был очевиден - выбор между активным и амбициозным Кириллом и абсолютно аппаратным, неприметным и безоговорочно лояльным власти Климентом. Выбрали Кирилла, что, на первый взгляд, для РПЦ МП хорошо.
Сторонники его сегодня видят одни лишь плюсы оного патриаршества, такие как активизацию миссионерской деятельности, усиление влияния на общество и т.п. Минусов они не видят. Я же - со стороны - укажу им на них.
Прежде всего, надо понимать, что Россия сейчас вступает в судьбоносный, переломный период, за которым вырисовывается либо ее коренное преображение и возрождение либо окончательный распад.
Уйди РПЦ МП в тень государства при Клименте, и она получила бы возможность переждать этот момент, грубо говоря, не кладя все яйца в одну корзину. Уже не говоря о том, что в условиях кризиса именно пассивный патриарх наверху провоцировал бы появление на местах более активных приходских лидеров и - при гибкой политике Патриарха - превращение РПЦ в эффективную сетевую структуру. Тогда как именно этот процесс во многом может быть заблокирован Кириллом с его папистскими амбициями, вероятно, видящим Церковь своего рода мощной корпорацией, но не сетевой структурой.
Кирилл - это другая политика, грубо говоря, ставка ва-банк. Однако вот что интересно - ставка может оказаться проигрышной не только в случае драматического, но и в случае позитивного развития истории России.
России, которой, чтобы ни говорили, глубоко чужда традиция сосуществования двух равных центров власти, т.н. "симфонии властей".
Выйди завтра Русское государство из кризиса усилившимся, и оно явно может увидеть угрозу в централизованной корпорации "РПЦ МП", контрольный пакет акций в которой не принадлежит Кремлю. Логика развития страны на ближайшее будущее исключает наличие таких корпораций, пусть и в духовной сфере. Новый патриарх Никон в этом случае будет явно стоять на пути у нового Петра Великого, которому вновь не останется ничего кроме как упразднить Патриаршество, восстановив Священный Синод в том или ином его обличие. Митрополит Кирилл - убежденный папист, что допустимо лишь в ослабленной стране, но цезаристской России по определению не нужен самовластный Патриарх - этому учит вся ее история.
Но не меньше рисков содержит в себе и второй вариант. Сделав ставку на амбициозную программу в условиях кризиса, РПЦ МП берет на себя всю полноту ответственности и за свою будущую судьбу. Распался СССР, но сохранилась РПЦ МП - пожалуй, единственная выжившая структура советского, имперского периода. Оно бы так могло быть при распаде России и в случае избрания Климента, государство могло бы распасться, но Церковь бы никто не тронул.
При Кирилле, я думаю, в этом случае будет иначе. РПЦ МП отныне становится таким же открытым идеологическим каркасом российской политической системы, как и "Единая Россия". И обанкроться завтра страна благодаря их политике - свой Нюрнбергский трибунал и участь распущенной НСДАП будет ждать не только "Единую Россию", но и Русскую Православную Церковь Московской Патриархии.
Идущий на смерть, приветствую тебя!