В СМИ сообщается, что Партия Зеленых, одна из ведущих политических партий Германии, избрала на пост сопредседателя сына турецких иммигрантов Джема Оздемира. И это первый случай в истории страны, когда лидером немецкой партии выбран политик с турецкими корнями. Отмечается также, что Партия Зеленых традиционно выступает за принятие Турции в Евросоюз.
Я вот что думаю, теоретически мусульмане могут поддерживать любые комплиментарные политические силы в странах не-мусульманской ойкумены. Теоретически - да. Но и практика даёт нам самые неожиданные альянсы. Роже Городи, как мы помним, до обращения в Ислам был генсеком французской Компартии; с леваками любят дружить какие-то непонятные мусульманские активисты (из числа общечеловеков, реформатов) и шииты, усматривающие в левом фронте буфер от ультра-правых и анти-иммиграционистов. Политически активные элементы в среде просвещённых фундаменталистов, особенно если речь идёт о лидерах мусульман из числа натурализовавшихся или коренных европейцев, неизбежно склоняются к умеренному консервативному лагерю, к адекватным правым (в России это Национальная Организация Русских Мусульман, в мире - движение "Мурабитун" и отдельные протагонисты мусульманской сцены Запада).
Но есть в этих альянсах, консорциях или просто "группах взаимной терпимости" что-то не отвечающее доктринальному потенциалу западного Ислама. Конечно шииты леваки по натуре и им в ногу шагать с левыми; социал-либералам как удобному прикрытию на Западе сочувствуют модерновые движения типа "Ихван аль-Муслимин" или "Ахмадийи". Тут царит относительная органика. Про какие-либо перспективы пещерного ваххабизма, этой касты неприкасаемых в мировой политике говорить не приходится. Ну а в долговременность сотрудничества мусульманской ортодоксии с правыми верится всё меньше и меньше, хотя целиком и полностью мы выступаем "За". Для ортодоксов такой солидаризм и даже слияние органичны только в условиях исламской державы, когда элита доктринёров сращивается с имперским консервативным слоем, или как фактор национальной идентичности у мусульманских националистов (вспомним ударившихся в Ислам "Серых Волков" Турции и американскую "Нацию Ислама" в её модернизированном, близком к суннизму варианте), однако в мире иноверия - это конфликт замедленного действия. Мотивы правых в таком союзе с мусульманами, когда правые тем более на своей земле, не понятны вообще.
И тут возникает политическая платформа, на которой Ислам может стоять крепко, устойчиво, может быть органичен с ней и полностью совместим. Это платформа, на которой Ислам не будет ужиматься в прокрустово ложе чуждых западных идеологий, т. к. внутри неё нет жёсткой, да и даже классической доктрины, но есть широкий модус построения доктрин. Я говорю о политическом экологизме. Почему именно экологзм? Причин много, но можно выделить несколько. Во-первых, экологизм и экологический гуманизм имманентен Исламу и по духу близок без каких-либо натяжек. Во-вторых, сегодня экологизм неожиданно для всех проглядывается как пункт в программах как левых, так и правых, а порой на его основе выращиваются невообразимые солидаристские организации, где леваки и правые работают сообща. В-третьих, всё больше народа в Европе понимает, что доминирование не аборигенного, пришлого населения над белыми туземцами - дело отложенной демографической перспективы, а кислотные дожди, метеорологические аномалии, атомные конфузы, рак лёгких к сорока годам и химические захоронения - это реальность. В-четвёртых, экологический гуманизм подразумевает внутри себя некое стирание идеологических острот правой и левацкой традиций, а значит это интегральная идеология, на базе которой Ислам может лавировать между непримиримыми лагерями. В-пятых, экологизм, уверен, станет доминирующей идеологией постмодернистского, постиндустриального общества, где информация и экологический комфорт превратятся в движущие ценности, а концепции "жизненного пространства", "этно-культурной изоляции", "национального выбора", "контр-капитализма" и прочее постепенно уйдут из реальной политики, вернувшись к своим академическим началам. И так далее...
Ислам, пожалуй, после природных форм язычества - вторая экологическая религия и первая такая из авраамических (что близко западному человечеству). Ведь никакое верование так не увязывается с экосом и чем-то ботаническим на тривиально-семантическом уровне, как зелёные клише Ислама. Рано или поздно, может быть, очень скоро среди мусульман Запада возникнет мода на экологическое сознание, эко-философию; из них могу выйти интеллектуалы и программные манифестаторы-оформители новой интегральной экологической площадки. И тем скорее мусульмане должны понять, что экологическая политика столь дружелюбна ввиду своей идеологической нейтральности к мусульманскому присутствию, что не создаёт барьеров для доминирования в ней исламского крыла, исламской партии или блока, или, как минимум, про-исламского дискурса. Чисто гуманитарно зелёные - очень харизматичная сила (вспомним молодого Йошку Фишера), вечно-молодая,а значит богатая на молодёжный пассионарный элемент, интеллектуальная и, как я уже несколько раз повторил, идейно не зацикленная на самой себе политфилософия. Связь зелёных с промышленным шпионажем, наличие внутри зелёных радикальных, террористических группировок прямого действия - это также неплохой политический ресурс для Уммы мусульман Запада, который нельзя списывать со счетов.
Итак, ничто так полно не вместит всех амбиция Ислама на доминирование, ничто ему не предоставит такого трамплина в большую политику светской Европы, ничто ему так не гарантирует проникновение в парламенты и мэрии городов, как экологизм. Не нео-фашизм, даже трудами самых правых делегатов от мусульманской улицы. Не христианский реваншизм, где мусульманам будет отведено в лучшем случае место экспонируемых, но не действующих субъектов. Не коммунизм с его полной потерянностью для мировой истории. Даже не социализм с его либерально-бесхребетной политикой во всём, что не касается налогов и распределения национального богатства. Только экологизм, продемонстрировавший, что он умеет быть и агрессивным, и аккуратным, даёт (прошу прощения за каламбур) мусульманской общине зелёный свет в политические элиты Старого Света.
И мусульманам следует ковать железо пока горячо. Не упуская шанс, вливаться в уже существующие экологические движения и партии зелёных или инициировать их появление, сразу эе создавать внутри них блоки, разрабатывать в исламском ключе социальные проекты вроде движений за генетически чистую от модификантов еду (пропагандируя кулинарию Пророка и халяльные food-технологии), за гуманное отношение к животным, за бережное отношение к природе и рекреационную модель общества и т.п. Мусульмане могут пропагандировать проникнутые новым духом, возвращённые к жизни юнатство, скаутство, валеологию - не как придаток к химерам красной пионерии или атрибут лесного родноверия, а как настоящий исламский проект, формирующий брэнд "экологическое сознание согласно Корану и Сунне".
Помните, друзья и братья, Умма, которая регулирует молитвенный цикл своих членов в космосе, Умма, которая создала свой банкинг, оказавшийся устойчивым в условиях глобального финансового кризиса, Умма, которая стремится шагать во времени не в ущерб своей догме - это Умма просто обязана откликнуться на экологические проблемы современности.
И первая эко-мечеть в Британии была только шагом № 1. А избрание лидером германских зелёных турка-мусульманина стало первым рывком. Не упустите инерцию, не потеряйте темп...