13 квартал, ЮАР, экополисы

Jul 05, 2007 11:54

Посмотрел вчера "13 район". Фильм в целом слабоват, и оставляет желать много лучшего, обычно я подобные картины выключаю на 5 минуте, но эту досмотрел до конца. И вот почему.

Основной сюжет фильма такой, в Европе, уставшей от бунтов городских гетто, решили взять просто и отделить эти районы бетонной стеной и фактически не вмешиваться в их внутреннюю жизнь. Т.е. бандитизм, разбой, продажа наркотиков, изнасилования, рэкет и прочие преступления, были по сути легализованы на этих территориях, а власть окончательно перешла к лидерам преступных группировок. В фильме показан 13 квартал Парижа, блокированный полицией, в котором и происходят основные события. В принципе, это все интересное, что можно узнать из фильма, и дальнейший сюжет, я пересказывать не буду, тем более он крайне неудачен, а подчас даже глуп.


Проблема затронутая в картине, действительно очень остро стоит в современном западном мире, где в бедных районах мегаполисов, происходит становление некого альтернативного мира, мира живущего не по закону, а по своим понятиям, мира антагониста. Зачастую и без бетонной стены районы живут своей жизнью, полиция туда не заглядывает, люди из более обеспеченных районов тоже. Все предпочитают не думать о мрачных криминальных гетто благополучного запада. Вспоминают о них, как правило после бунтов, или потасовок с полицией, когда конфликтность этих районов вторгается в жизнь среднего класса. Таким образом, вероятность реального создания подобных преступных анклавов, все более возрастает. В глобализованном и взаимозависимом мире, многие и вправду считают, что можно отделится бетонной стеной и продолжать жить в свое удовольствие, просто забыв о раздражителе. Нечто подобное, переживала наша страна, когда в результате Хасавюртовских соглашений, Чечня была представлена сама себе и стала таким вот criminal анклавом, разве, что бетонной стеной не обнесли, что из этого вышло всем известно. К современному человеку более всего подходит старая русская поговорка, "моя хата с краю, ничего не знаю".



Конфликтность не уходит сама по себе, так же как и не приходит из ниоткуда. Нельзя просто взять и закрыть глаза на то, что нам не нравится. Если национальный апартеид возможен и вполне эффективен, то социальный апартеид, рискует подорвать основы любого общества, тем более в современный период. Суть в том, что расовый апартеид, в ЮАР, родине этого понятия, медленно, но верно повышал социальный уровень черных и цветных. Сейчас же, при провозглашении равенства всех независимо от цвета кожи, черные стали жить еще хуже, разве, что появилась прослойка очень богатых черных, но на фоне подавляющего большинства их нищих собратьев это, существенной роли не играет.

Т.н. мировое сообщество, заставившее буров(белых африканцев) уничтожить режим апартеида, сделало положение страны еще более худшим. Плохо ли хорошо ли, но государство обеспечивало своим гражданам хотя бы право на жизнь, сейчас же при таком уровне преступности и детской смертности нет и этого. Да, апартеид как явление это мало приятная вещь, но был ли иной выход? Ведь при всем либеральном пафосе, о правах человека, о рассовой дискриминации и т.д. и т.п., никто не предложил существенного изменения ситуации. Да оно на самом деле и не возможно в условиях существования мегаполисов. Миллионные города всегда плодили и будут плодить бездельников и разного рода обездоленных, и нынешнее состояние с парижскими пригородами или каким нибудь Гарлемом лишь эволюция мегаполиса, закономерный итог его существования. Будущее не может состоятся в человеческом муравейнике, будущее за небольшими, относительно автаркичными городами-поселениями, но это отдельная и не менее сложная тема.

Почему я много говорю именно о ЮАР, в фильме о ЮАР нет ни единого слова, да я и сам сказал, что апартеиды эти имеют несколько отличную друг от друга природу. Все дело в том, что ЮАР это массовый полигон, на котором было обкатано подобное развитие ситуации. Футуристический эксперимент 13 квартала в реальности.

Что происходит при переходе к социальному обособлению можно наблюдать в Йоханнесбурге, крупнейшем городе ЮАР. Город постепенно захвачен черными люмпенами, состоятельные жители живут в бронированных домах и стараются не выходить без нужды из офиса или автомобиля. Вот закономерный итог подобной политики...
"13 район" как общее будущее, а мы все этому прямо сопричастны, вот пожалуй главный мессадж фильма... и отвертеться от этого не получится.



Из pravover

кино, Иммиграция, социология, город, рецензии, Мусульмане в Дар уль Куфр, апартеид

Previous post Next post
Up