Ас-салам алейкум, дорогой брат Али!
Прошу прощения, что не смог ответить Вам сразу же. И сердечно благодарю Вас за отосланное мне письмо.
Вы подняли несколько важных проблем, некоторые из которых характерны исключительно для Крыма, другие же носят общий характер, на практике знакомый и нам, в частности мне. Я, как и Вы, русский человек, петербуржец, живущий на два дома - Россию и Украину (Запорожье, Севастополь), поэтому проблематика татарского сепаратизма в обеих странах мне знакома не по наслышке. К сожалению, брат, татарский Ислам что у вас что у нас зачастую характеризуется рядом неприятных черт, которые Вы и без меня прекрасно знаете: склонностью к тюркизму, обособленчеством по отношению к мусульманам-инородцам, иногда шовинизмом, который оттого становится опасней, что приобретает псевдо-религиозную масть. И прочим, и прочим…
Но, слава Богу, в Крыму мне посчастливилось познакомиться с искренними, соблюдающими мусульманами-татарами, для которых принятие Ислама русским или украинцем - знак радостной победы всего мусульманского мира, а не угроза тюркско-татарскому религиозному самосознанию, как считают многие их соплеменники, с недопустимым неприятием относящиеся к новообратившимся славянам. Тем отрадней было узнать, что как только образовался проект УНИА, славянской исламской общины Украины, его сразу же деятельно поддержали многие конструктивные исламские кадры в крымско-татарской среде. Это настраивает на оптимистический лад.
Равно как и то, что к УНИА проявили и продолжают проявлять братский интерес кавказские суннитские диаспоры, в частности чеченцы и ингуши, проживающие на Украине, и сейчас занимающиеся помощью в отправлении всех желающих на мусульманскую учёбу в ближне-восточные государства (что важно, генеральным организатором здесь выступает именно мусульманская татарская община Крыма). Таким образом, УНИА и стоящие за ней славянские кадры не входят и ни в коем случае не должны входить в оппозицию к самобытным культурам ни кавказцев-шафиитов, ни тюрков-ханафитов. Это часть - и, в общем-то, несущая конструкция - политики взаимодействия славян-мусульман и мусульман этнических на украинской земле. То есть перво-наперво постулируется принцип легитимации, признания выдающейся роли тюркского Ислама в Крыму, состоявшегося, выжившего и на наших глазах постепенно возрождающегося через призму ориентации крымчан на материнскую Турцию и общую для всех тюрков ханафитскую традицию в Исламе.
Сказанное выше - своего рода описательное введение в разговор о том, как могут строиться одновременно каркасы славяно-мусульманского и тюрко-мусульманского присутствия в Крыму - вопроса животрепещущего, который Вы задали в своём письме. Итак, наши отношения с татарами должны, по концепции УНИА, носить сугубо открытый братский, кооперативный характер через сотрудничество и взаимоуважение. УНИА рассчитывает на широкое ответное признание в татарской среде, сделав первый шаг вежливости - признав историческую и цивилизационную ценность крымско-татарского мира, что есть попытка встать между двух огней: между печально известным национал-сепаратизмом татар и национал-державничеством славян - вернее, попытка реально нащупать точки сближения и тех и других. Как следствие УНИА закрепляет Крым за Исламом и воспринимает Крым как исламскую территорию, отдавая должное вообще роли этого благословенного места в деле распространении Единобожия (иудаизма, христианства и венчающего их Ислама).
Из таких установок нам и следует исходить, дорогой брат, ведь Всевышний предельно ясно повелевает нам всем вместе работать на благо религии и так же предельно ясно запрещает порывать родство с нашими нациями, не допуская, однако, асабии. Поэтому если на нашем пути встречаются татары, чьи сердца болят в первую очередь за судьбы Ислама в своём отечестве, то их мнение для нас бесспорно важно и может быть рассмотрено и принято. Но если на нашем пути встают оголтелые татарские националисты, политически или зоологически ненавидящие русских и украинцев, то их мнение нами всячески игнорируется, и да будет у них расчёт с Аллахом за их деяния!
Думаю, Вам как русскому мусульманину нельзя противопоставлять себя религиозной татарской среде, если она действительно религиозна и сознаёт себя фрагментом единого исламского мира. Но в то же время Вам, вероятно, и стоит понимать, что славянский Ислам - в целом ещё очень незрелое явление где-либо, помимо Балкан. Но на Балканах славяне воспринимали Ислам ханафитского толка массово, перенимая традицию Имама Абу Ханифы целостно от турецкой метрополии, - это позволило боснийцам становиться новым народом, а не отуреченными сербами, горанам - горанами, а не отуреченными черногорцами, помакам - помаками, а не болгарскими турками. Не скажу, что это плохо - быть турком - но Господь неспроста урепил именно славян Исламом, сохранив их как новые этносы. С некоторыми оговорками Вы сейчас находитесь в том же состоянии рецепции турецкой религиозной культуры, что и наши славянские братья века тому назад за исключением одного «но»: Вы один, а не целая нация, приводимая к Исламу в течении кратчайшего срока. А значит, в Вашем случае, дорогой Али, невозможно сохранение своего этического «Я», либо же это крайне затруднительно. Среда так или иначе будет Вас размывать, плотно интегрировать в тюркскую исламскую орбиту, что обязательно - поверьте моему опыту - рано или поздно породит дилемму о сочетаемости русской идентичности и мусульманства.
Вопрос, как совместить эти два начинающие контраполировать начала, два инстинкта «быть мусульманином» и «быть русским»? Я полагаю, что нужно для этого двигаться в рамках той универсальной схемы, которая по милости Бога формировала мусульманские нации, начиная с самой зари Ислама; эта же схема сработала и в ситуации с тюрками вообще и татарами Крыма в частности. Я говорю об ориентации Вас - диаспорального русского человека - на те тенденции, которые сопровождают Ислам в русском мире и в самой России, то бишь на выстраивание единой стратегии призыва русских не к множеству каких-то «исламов»: суннитских, шиитских, хариджитских - а к единой выверенной линии, которая сама себя бы презентовала как дорогу русских в Исламе или вернее сказать дорогу русской нации в Исламе. На Вашей Родине, в России таким ориентиром был избран маликитский мазхаб как основная правовая традиция русских мусульман (при однозначном почтении к другим мазхабам, даже тогда, когда им следуют сами русские), ориентация на превращение русского языка в один из полнокровных исламических языков, школа имама аль-Ашаари, как фундаментальный, ортодоксальный и проверенный столетиями теологический ракурс, а также вхождение русского мусульманства в сферу европейского Ислама по факту принадлежности русских к славному сонму европейских народов. Но опять же всё это лишь соображения на счёт желаемой органики Вас и русского мусульманского сообщества, но Вы можете вполне придерживаться иных точек зрения и пробовать закрепиться в ханафитской догме; главное здесь просто оставаться мусульманином.
Тем не менее, так было угодно Аллаху, чтобы определённая группа украинских патриотов, принявших Ислам, тоже склонилась к мнению о наибольшей приоритетности для их ментоса маликизма. Тем самым костяк создающейся сейчас УНИА составляют как маликиты, так и ханафиты, а симпатизируют также кавказцы-шафииты. Но могу посвятить Вас в один стратегический ход…
Вы задаётесь вопросом, как быть в Крыму, как вести проповедь тем, кто рьяно мыслит себя православным и отрицает Ислам не только теологически, но и культурно, как цивилизацию живого врага, который день ото дня бросает тебе вызов? НОРМ тоже в своё время сталкивалась с подобными реалиями, особенно в диалоге с казачеством, самой стабильной секции русского православия. Верующие православные с недоверием относились к «тюркскому ханафизму» и к «чеченскому шафиизму», имея выработанный поколениями иммунитет против тюркских и кавказских культурных инфлюэнций. Нас, русских мусульман, в родной атмосфере стабильно считали отщепенцами и национал-предателями, чему на руку играли и батальоны русских моджахедов в обеих чеченских кампаниях. И лишь по мере выравнивания и кристаллизации русского исламского призыва при помощи школы Имама Малика сам русский народ - этот измученный подозрением к Исламу богатырь - начал воспринимать нас как русских, но при этом мусульман. Мы шаг за шагом приближаемся к тому, чтобы нас больше не изгоняли из Русского Дома, если под ним понимать глобальные формы русской цивилизации. Это утвердило нас в мысли, что маликизм не запятнан в полном стереотипов, но при этом гибком сознании русского обывателя ворохом исторических обид и унижений, воспоминания о которых, к сожалению, сопровождают каждый разговор об Исламе в России.
Хочется верить и в то, что русские в Крыму так или иначе тяготеют не к евразийскому пространству Турции, но полностью к Европе, пусть даже если последняя будет представлена Россией, а это даёт хорошие стартовые возможности дать понять тем, кому Вы ведёте призыв, что маликитское наследие - глубоко европейское явление, некий интергатор мифа об Исламе, как о восточной религии и реальности Пиренейского и современного европейского Ислама, оставляющего нестираемые следы на ландшафте европейской культуры.
Наконец, подходя к вопросу о том, как создавать славянский исламский джамаат, я бы хотел сказать, что как таковой подобный джамаат может быть актуален и при этом не повлечь огромных проблем с туземным мусульманским населением где-нибудь в моноэтнических славянских государствах, где мусульман отродясь не было: например, в Чехии или Словении. В России или на Украине существуют тысячелетние колыбели туземного Ислама, а потому искусственные формации вроде славянского джамаата могут быть встречены очень негативно братьями-татарами. Практика показывает, что мусульманские народности, ставшие таковыми под образующим влиянием Ислама и испытывающие угрозу от титульного немусульманского населения, как правило ожесточённо воспринимают идеи национального возрождения под исламскими знамёнами, исходящие от представителей господствующей в этой стране народности. Оставим, брат, эти страхи на совести боящихся, но отметим одно: сегодня для славян-мусульман на Украине, будь то русские, украинцы или поляки методологически приемлимо следующее, дабы не вызвать бурю в стакане и при этом заявить о себе как о достойных участниках мусульманских процессов Украины - консолидация на основе идеи об единой славянской исламской нации, которая стоит «над» джамаатами и при этом также «над» распрями между украинским, польским и русским народами. То, о чём я говорю, - предпосылка для чего-то, что пока ещё умозрительно, но к чему движутся функционеры НОРМ и УНИА - Славяно-Исламской Лиги. Славяно-Исламская Лига (СИЛА) - при всей сырости этого проекта (ибо сыры некоторые его компоненты) это шанс всем нам - всем братским славянским народам - преодолеть центробежные силы истории и вернуться к центростремительным, объединительным силам - к панславистскому идеалу, но воплощённому не эклектически, как это предлагалось теоретиками панславизма, а на жёсткой исламской платформе. Иным словом, Ислам должен выступать как собиратель всех славян и в особенности украинцев, русских и белорусов в единое целое. Но на региональном уровне славянская мусульманская орбиталь должна крутиться вокруг государствообразующего этноса: в России это русские, к представительным органам которых отношусь и я, русский по матери и украинец по отцу, на Украине - это украинцы. Столь важное дело, как исламизация русских или украинцев приобретает окончательные организационные да и просто логичные формы лишь тогда, когда за неё берётся сам титульный этнос - надеюсь, это утверждение не оспаривается. Поэтому, вступая в УНИА, организацию, ставящую своей целью диалог со всеми славянскими группами населения, Вы тем самым включаетесь в процесс, затрагивающий как русских, живущих на Украине, так собственно и самих украинцев. При этом Вы безусловно остаётесь в зоне интересов и других мусульманских сил: НОРМ, «Мурабитун», своего крымско-татарского джамаата и так далее. Посему, дорогой Али, наша задача не разъединять и властвовать, но соединять и двигаться дальше…
С глубоким уважением, искренне Ваш в Исламе Сулейман Кубджини аль-Малики!