Крым 2016. В поисках потерянной дороги, или История одной неудачи.

Jun 07, 2016 16:07

В прошлом году я уже попытался отыскать эту загадочную дорогу, которая, по заверениям нескольких очень разных людей, существует и тем или иным образом накоротко связывает маршрут №138 "Джур-Джур - Демерджи" с лощиной у родника Ай-Лия выше Лесхоза. Не раз проходил мимо развилки, но то и дело просто не было времени, чтобы вдумчиво изучить, куда же она ведёт. А 5 июня целенаправленно потопал, чтобы прояснить этот вопрос :). Как раз отпустила погода - долго шли дожди, зацепив краем и наш приезд

Сначала я предполагал пройти напрямик, через водораздельные предгорья между Лесхозом и долиной Улу-Узени. Далее на скалы Биас-Таш, по старой просеке или тому, что от неё осталось, а оттуда на нитку 138-го. Но результат затяжных ливней заставил изменить планы. Перейдя пригорок за селом и сунувшись к винограднику, откуда по козьей тропке можно выйти на нужный мне хребет, я упёрся в разлившуюся речку. Мутный от размытых сланцев поток был шириной метров восемь и глубиной явно выше колена. Форсировать такое препятствие - удовольствие весьма сомнительное. Поэтому я пошёл в Генеральское, чтобы сразу выйти на маршрутную тропу возле нижнего КПП в Хапхале.

Скалы Биас-Таш, первоначальная цель. Узкая полоска опушки поверх подковы - место, где можно пройти к южному мысу, а от него подняться на 138-й маршрут.




Но из-за того, что пришлось обходить через Генеральское, всё сложилось несколько иначе.



Шан-Кая, она же Кошка



Далёкий Бабуган



Хапхал и Тырке (Стол-Гора)



Ликон

Выйдя из дома почти в 6 утра, в 8 я уже входил в Генеральское, несмотря на заковыристые петляния в начале пути. По раннему времени машин на площадке перед проезжим бродом не было, только на поляне-стадионе возле родника Джан-Чокрак расположились лагерем заезжие бабайкеры с техникой. Позже я слышал их покатушки и видел следы на дороге. Улу-Узень, обычно довольно скромная речка, здесь показала себя во всей красе.



Бурлит



Кипит



Клокочет



Перекат у дороги

Таковы, в общем, все крымские речко-ручьи, текущие со склонов Главной Гряды. В межень они зачастую уходят вообще в подрусловый сток, оставляя наземное ложе сухим, с редкими просочившимися лужицами. Но сейчас, после продолжительных и качественных дождей, вода сочится вообще отовсюду. Вдоль дороги на Генеральское она вытекает прямо из невысоких сланцевых холмов, пропитанных ею как губка, собирается в ручейки и бежит в сторону ближайшего оврага. На склоне Хапхала, на подъёме по 138-му, всё покрыто мелкой влажной трухой. Это палые листья, перетёртые камушками, которые несли дождевые потоки.

На мини-рынке перед водозабором сидела одинокая дама. Она кочегарила самовар для травяных чаёв. Я свернул в лес, дошёл до будочки поста и сел перекусить. В это время подошёл знакомый мне по прошлому году смотритель. Посидели, потрепались о том о сём, и я двинул наверх.



Обрыв Тырке



Начало подъёма по 138-му



Вид наверх. Везде влага



Роса

Первая половина подъёма, та, что идёт по лесной тропе, довольно лёгкая, кроме самого первого набора высоты из Хапхала. Есть даже пара горизонтальных участков. Потом тропа выходит на проезжую дорогу и начинается довольно крутой тягун. Он выполаживается всего в одном месте, возле болотца-озера, образованного стоком родника Кечканын-Голю. Рядом несколько полян, удобных для стоянки. Надо учесть, что если запасы воды невелики, то лучше пополнить их здесь - дальше до самой Джурлы сделать это негде. Через некоторое время к дороге слева подползёт ещё более крутой подъём, он выходит из балки Ай-Андрит, от "Монастыря", т.е. источников св. Андрея и св. Анастасии. А ещё метров через 100 наверх уйдёт колея к старым лесорубным полянам в лощине между скалами Чегум-Али и склоном горы Диплис. С полян наверх есть тропа, по ней можно подняться к вершине Диплиса и к скалам Тарах-Хая.



Стык с дорогой. Я вышел слева



Вперёд и вверх



Лесное болотце



Направо на Диплис,налево на Джурлу

Здесь я повернул налево и вскоре вышел к небольшому перевальчику. Виден сосняк, покрывающий западный склон высоты Муслюм-Бурун, северного мыса скал Биас-Таш. Далее тропа, а на самом деле - заброшенная дорога - ныряет вниз, и потом идёт почти не меняя высоты, до самой смотровой площадки на загривке Кошки. Но так далеко мне не надо :).



След пожара 1994 года



Луговина под Чегум-Али

Я вышел на открытое место выше Биас-Таша. Вниз сбегает малоприметная тропинка и на мысу поворачивает налево вдоль скальной подковы. Вот как раз оттуда, прямиком снизу, я поднялся бы по первоначальному замыслу.



Южный мыс Биас-Таша



Ухо Кошки



Море внизу

А далее была та самая развилка на загадочную дорогу:




Я пошёл по ней, увидел след старой расчистки, распиленное дерево, когда-то упавшее поперёк, и обрадовался - значит, когда-то здесь ездили, а раз ездили, то было зачем? Однако увы! Вскоре колея исчезла. Я вышел на травянистые поляны, расположенные на скальной полке, со всех сторон обрывающейся вниз, в ущелье. Осмотревшись, заметил ряд молодых осинок, подозрительно ровной дугой огораживающих часть поляны у опушки. Может быть, когда-то колея заворачивала туда? Пошёл, посмотрел. Убедился, что и там лужайка оканчивается лесом, лезущим снизу по крутому склону. Так что именно эта дорога никуда не ведёт. Скорее всего, здесь был жирный сенокос, который потом забросили. Вероятно (и даже наверняка) есть какие-то партизанские подходы к данному месту, но без проводника их можно искать до морковкина заговенья.

Так что я развернулся, поднялся обратно на 138-й, спустился в Хапхал, там у КПП посидел, допивая чай из термоса и разговаривая со смотрителем, да и пошёл домой. На выезде из Генеральского меня подобрал дядька из Солнечногорского, сэкономив мне полтора часа времени. Ну, зато прогулялся в своё удовольствие :).

путешествия и поездки, Крым

Previous post Next post
Up