Я не один раз доходил до Чигинитры и возвышенностей, окаймляющих её верхнее устье. Однажды побывал на Больших воротах. Но как-то так складывалось, что то по недостатку времени, то по другим причинам не удавалось забраться дальше. А в это лето удалось! Это была вторая исполненная давняя хотелка (первая, хотя и не на 100% - Алака с выходом на Нижнюю Джурлу).
1 августа, с утра пораньше, я выдвинулся к склонам Караби-яйлы.
1. С гряды свисали первые "осенние одеялки", тонкие плотные облачка, похожие на полушерстяные покрывала
2. Тем временем на склонах балок вовсю дозревает ежевика
Через два с небольшим часа - обычно я дохожу от дома до Нефан-Узеня за 2:15..2:30 - недолгий отдых у родника. Над ним возвышается скала Алакоз-Коль-Хая. Здесь стоит удобный столик со скамейками, рядом оборудованный выход воды
3.
4.
Дорога вдоль склонов ведёт дальше, но если пойти по ней, то потеряется изрядно высоты. Поэтому ухожу на тропу. С неё открываются виды на море, холмы предгорий и другие красоты
5.
6.
7.
8. Под солнцем наливается кизил и дикие яблоки
9. Отрог Булгар-Хая
На южном склоне Караби-яйлы, прямо над тропой, заметны свидетельства нелёгкой геологической истории Крыма - интрузии конгломератов. Это остатки палеокатастрофы, которая в своё время придала Крымским горам примерно тот вид, который мы сейчас наблюдаем. По крайней мере, конфигурация из трёх гряд и крутые южные обрывы были заданы именно тогда
10.
11.
12.
13. Внизу - озеро Хун
14. Скалы Чештерме-Хая
Вскоре заканчивается старая сосновая посадка и тропа ныряет в лиственный лес. Отсюда, с развилки, самый лучший вид на Чигинитру снизу
15.
В лесу останавливаюсь у родничка Алачук I. На бетоне каптажа ещё различимы два кланяющихся человечка, фирменная метка мастеров Пантика (Романовского Пантелеймона Владимировича) и Семиона (Котова Семёна Тихоновича), которые обустроили в 50-х..60-х годах прошлого века множество родников.
16.
Короткий отдых, и снова в путь. Пересекаю сухое русло ручья, вскарабкиваюсь по крутому подъёму к стоянке Чигинитра. Здесь сразу два источника воды, родники Чугун-Чокрак (чуть выше) и Суук-Су (у дороги). Второй забран в капитальный домик из ракушечника, но из фланца возле ограды, как обычно, бежит холодная вкусная вода. Напиваюсь, пополняю запасы.
17. Скалы Суук-Су-Кая над стоянкой Чигинитра
Переваливаю пригорок по дороге через сосняк. Слева-сверху нависают бастионы перевала Большие Ворота
18.
В другое время года можно было бы подняться туда и продолжить путешествие верхами, но я уже знаю, что все возможные источники в том районе сухие. Поэтому прохожу ещё, в сторону родника Тарасовский. Возле него устраиваю обед с чаепитием, и... всё, теперь "земля неведомая".
19. Перевал Хаплу-Зия-Богаз Южный. В 2014 году мы с Богданом брали его в лоб, поднимаясь от Тарасовского
20. Гора Язлых
21. Оттуда я пришёл
22. Водохранилище Пашала
К этому времени, а уже перевалило за полдень, стали встречаться люди. Поэтому:
23. Я
После смотровой площадки дорога надолго уходит в лес. Нежарко, к тому же стали наползать тучки. Со стороны Приветного примыкает грунтовка, у перекрёстка стоит беседка.
24. Место отдыха
В планах у меня был перевал Каллистон. Надо же посмотреть, стоит он своего названия или как? Оставляю нахоженую-наезженую дорогу и иду наверх, на перевал Балабан-Алан.
25. Старая колея
И вот я впервые смотрю на Большие, а также Малые и Узкие Ворота с востока!
26.
Лесистая куполообразная вершина, окаймлённая скалами - гора Кутур-Кая (1064), крайняя юго-восточная точка Караби-яйлы. На ней я когда-то побывал, в далёком 1998-м.
Оглядываюсь по сторонам, сверяюсь с картой, и вперёд.
27. Муравьиная тропка поперёк человечьей. Судя по натоптанности первой, здесь давно только муравьи ходят. Ну и такие шатуны, как я
28. Лес на склоне горы Хриколь
Рядом ещё одна видовая площадка - скала Шабладын-Кая. Забираюсь на неё
29. Внизу Приветное
30. А вот и перевал Каллистон, понижение между Хриколем и Шуври-Кая. Пока непонятно, что он из себя представляет, но скоро я до него доберусь
31. Конгломератовый пень
Выхожу на Каллистон, что означает "Прекрасный". Ну... видал куда живописнее и красивее. Но так сложилось исторически.
32.
33. Вид на север. Там громоздятся вершины Кузгуннын-Каясы и Кара-Тав
34. Прямо над перевалом - гора Шуври-Кая
Южнее вершины проходит как бы маршрутная тропа. Сунувшись на неё, я обнаружил, что от тропы там одно название. Метров тридцать-сорок вообще пришлось продираться через густые заросли, и проходимой она стала только на спуске к роднику Вересь-Чокрак. Короткая остановка напиться-умыться
35. Вересь-Чокрак
А теперь снова на подъём, к перевалу Алакат-Богаз и стоянке Нижний Кокасан. В балке шумит Алакат-Чокрак, но к нему я не стал спускаться, чтобы не тратить набранную высоту.
36. Дорога в партизанском лесу
37. Памятник на Нижнем Кокасане
Наконец сбрасываю рюкзак, сажусь на скамеечку отдохнуть. Рядом местный дядька с лёгким кроссовым мотоциклом. Ищет заблудших телят. Разговариваем о том - о сём, находим общих, хоть и через третьи-четвёртые руки, знакомых. Мир тесен, а Крым тем более :). На дороге то и дело появляются машины. Хотя это старое шоссе порядком раздолбано, а местами просто опасно, из Приветного и обратно постоянно кто-то ездит. Ловлю попутку до Красносёловки и через десять минут выгружаюсь на остановке, рядом с одним из поворотов в русло ручья Байсу.
38. У поворота
39. Байсу. Вода йок!
Смеркалось. До настоящей темноты я с запасом успевал дойти до руин Байсу, хотя немного пришлось похрустеть буреломом - дорога, обозначенная на карте, после одного из поворотов на местности отсутствовала. То есть она была, но уходила куда-то круто вверх на правый борт балки, совсем не туда, куда мне требовалось. Недолго думая, я просто срезал напрямик к нижнему горлу каньона Байсу (да, там всё - Байсу :D). Где-то чуть выше, в глухом лесу, развалины деревни, покинутой жителями в конце XVIII века. Тропинка вьётся среди крупных булыжников и вскоре выходит на ступенчатую полку с заросшими остатками стен. Удобное место для стоянки с кострищем. Сбрасываю рюкзак, оглядываюсь, обхожу округу. Вот и родник.
40. Родничок Байсу Нижний
На первый взгляд он кажется застоявшимся, но вполне бежит. Вода холодная, бутылки и фляга сразу запотевают. Всё, можно располагаться. Ставлю среди молодых буков палатку, готовлю ужин, наедаюсь и спать :). Первый день закончился, за плечами 35 км пешего хода.