Смешная история. Я отправляла дедушке Скотту КМы с российской Европой 2013, в том числе вот этот:
Сегодня он меня завалил вопросами: а что это? а где это? а почему поставили именно там? а в каком году?
Я закопалась в недра интернета и не вылезала долго! Потом еще соображала, как это изложить по-английски)
То, что скульптура находится в городе Ленск и изображает почтовую тройку, выяснилось сразу. Но почему именно там? Ленск - крохотулечный городок в самой Сибири, ничем особенно не примечательный.. Дату установки памятника я тоже не нашла, зато нашла литейную мастерскую, где его делали. Поскольку мастерская существует с 1999 года, то я думаю, не соврала, написав "в начале 2000х".
Но в общем, пока я все это искала, прочитала всю историю почтовой службы и выудила оттуда несколько интересных фактов:
- Почтовой могла быть только тройка. Какая-то хитрая система, берегущая силы лошадей и обеспечивающая максимальную скорость.
- В начале 19 в. почтовые возки признали еще и курьерскими и пассажирскими! Вообразите: Почта России и РЖД в одной ипостаси!
- Колокольчики впервые появились именно на почтовых тройках, потому что почтовики, значит, торопились, ездили быстро и колокольчик был призван, во-первых, оповещать прохожих, чтобы не разевали варежки на дороге, а во-вторых, чтобы на почтовой станции готовили лошадей и корреспонденцию. Чтобы почтальон быстро заехал, сменил лошадей и поехал скорее дальше! Торопились! Дорога из Москвы в Сибирь занимала несколько дней! Не то что щас.
- Потом колокольчики стали вешать кто ни попадя, и работа почты замедлилась, потому что на почтовых станциях перестали на них реагировать. Один за другим выпускались приказы на запрет использования колокольчиков кем-либо, кроме почтальонов, но все без толку. Тогда на упряжь стали вешать бубенцы. Лошади стали вообще как оркестр) И почта стала легко отличаться от остальных.
- До колокольчиков ямщики обеспечивали себе проезд свистом или "молодеццким окриком" (как живтоне, правда). Петр Первый все пыталась привить почтовикам нормальный европейский рожок, но те яростно сопротивлялись. Были публичные наказания, порки - но этим пофиг. Поэтому рожок остался на эмблеме, но в жизни не применялся. А я-то все думала, отчего ж у всех европейских служб рожок на самом почетном месте, а у нас его кроме как "этой штукой" и не называют!
- Что касается Ленска, то на том месте были учреждены дополнительные путевые станции для почтового обеспечения экспедиции В.Беринга. Скотту эта новость понравилась, потому что он, говорит, целый год прожил на берегу Берингового пролива)
Еще он сказал, что думал Troika - это такая порода лошадей) А я ему открыла глаза на то, что это, оказывается, три лошади)))