Хочешь рассмешить Бога -
расскажи ему о своих планах
Вуди Аллен.
Сергей:
Всю осень и зиму после поездки в Амдерму (рассказ о которой можно прочитать в нашем «Живом Журнале», на форуме Karelia-Life.Net и который был напечатан в журнале ПРО «Путешествия, Рыбалка, Охота» в номерах №8-№13) мы с Борисом Борисовичем строили планы, куда бы нам поехать в следующий раз. Естественно, это должно было бы быть какое-то труднодоступное и малопосещаемое место, и очень желательно с интересной рыбалкой. Рассматривались разные варианты от Кольского полуострова и до верховьев Енисея...
А на начало лета, на июнь, мы запланировали недельный выезд на небольшое озеро в Архангельской области, половить рыбку, да и просто размяться после зимней спячки. Ближе к лету жизнь внесла свои коррективы, и эта июньская поездка оказалась единственной, куда мне удалось вырваться тем летом, но она получилась незабываемой, местами экстремальной, очень интересной и запоминающейся. Получилось настоящее приключение. А главное, осталось стойкое желание еще раз приехать в эти места.
Собственно об этой поездке, как планировалось, и что из этого вышло, мы и хотим рассказать. Сразу оговорюсь, мы не будем писать названия населенных пунктов, рек и озер. Давайте вообще абстрагируемся от точных географических привязок. Мы очень не хотим делать рекламу этим местам, хоть туда и не так легко попасть. С каждым годом таких мест остается все меньше и меньше. Поэтому мы надеемся, что читатель отнесется к этой нашей позиции с пониманием. Пусть озеро, на которое мы хотели попасть, будет называться «Рыбное», а остальным рекам и озёрам тоже присвоим некие имена, в зависимости от их местоположения или других признаков.
- Дурацкий план...
- Я знаю. Так вы со мною?
- Естественно!
А.О.Белянин, «Казак в раю».
Идея попасть в эти места зрела в Бориной, а затем и в моей голове достаточно долго, почти год. Честно говоря, это он заразил меня этой идей. Борис Борисович даже нашел контакты то ли архангелогородцев, то ли северодвинцев, которые проходили схожим маршрутом, и списался с ними. От них мы получили довольно много полезных рекомендаций и советов. Что же нас привлекло в этом озере? Труднодоступное и явно малопосещаемое место, так же предполагалась очень интересная трофейная рыбалка. В общем -наша тема))). Всю зиму и весну мы, а точнее говоря, в основном Борис Борисович, рыл информацию про это озеро и его окрестности и разрабатывал наиболее оптимальный вариант заброски и выброски. Варианты привлечь местные «наёмные» силы для заброски мы сразу отмели - не хотелось светить практически единственное удобное место для стапеля, которое Боре по секрету шепнули архангелогородцы, да и неспортивно это. Решили добираться до места, откуда планировался старт по воде полностью самостоятельно.
План вырисовывался примерно следующий: мы встречаемся на трассе, сворачиваем на грунтовку и вместе едем до кордона, находящегося на озере «Большое». Там можно оставить машины. Я с собой привожу лодку и мотор, а Боря привозит... мопед. Да, именно мопед, не удивляйтесь, дальше станет понятно. Затем мы загружаем все вещи в мою машину и едем до места стапеля. По карте и космоснимкам получалось примерно 45-50 км местами заросшей грунтовки и лесных дорожек. Там мы выгружаем вещи и кто-то из нас (предположительно Боря) отгоняет машину обратно на кордон, сам же пересаживается на мопед и приезжает обратно. За это время второй из нас собирает лодку и грузится. Зачем нужен был мопед? Да просто не хотелось оставлять машину в лесу без присмотра. Мопед в лесу спрятать можно, а вот машину довольно сложно.
Далее по плану мы должны были сплавиться по безумно петляющей в лесной глухомани речке «Бобровая» примерно 50-60 км до озера «Глухое», пересечь его и через продолжение реки "Бобровая" (14-15 км) дойти до реки «Порожистая», где и стать лагерем. От лагеря до желанного озера «Рыбное» останется всего три-четыре километра, да и сама река в плане рыбалки очень даже интересна. Отдыхаем, ловим рыбу дней пять, и возвращаемся в обратном порядке.
У нас в принципе было понимание, что определенную сложность представляла именно река «Бобровая» - узкая и не глубокая речка, протекающая через обширные болота и лесные массивы вековой тайги, что явно предполагало для нас встречу и с возможными мощными завалами деревьев, и с мелкими перекатами.
Но определенный оптимизм внушало то обстоятельство, что за две недели до нас данным маршрутом собирались пройти архангелогородцы, и, если так, то должны были бы все завалы пропилить. Да, а ещё они говорили Борису, что в прошлый раз прошли реку «Бобровая» до озера «Глухое» примерно за 6-7 часов.
Срок нашей поездки был строго ограничен по времени, через неделю с момента старта мы должны были оказаться у машин. Поэтому понимали, что решить сколько дней проведем на озере «Рыбное» мы сможем только после того как сплавимся вниз по реке «Бобровая» и поймем сколько времени может занять подъем по реке обратно вверх до места стапеля и где спрятан наш мопед.
Сплавляться решили на моей лодке Мнев-330. Прикинули, что с некоторыми усилиями должны бы в ней поместиться вместе с вещами. За пару месяцев до старта я купил б/у-шный 5-ти сильный 4-х тактный мотор Хонда, который был протестирован и сделано ТО. А еще по совету архангелогородцев пластиковые весла на лодке заменил железными байдарочными веслами.
Перед самым стартом у меня появилось еще несколько свободных дней, которые я решил провести с друзьями в Карелии в районе озёр Сонго и Пизанец. Заодно и более полно протестировать мотор. К обозначенным датам все было готово, загружено, и в ночь с 14 на 15 июня я вместе с друзьями выехал в сторону озера Пизанец….
К озеру Пизанец ехали стандартной дорогой через Медвежьегорск и далее через Паданы. Ехали очень неспешно, много фотографировали. Грейдер на Паданы очень не понравился - слишком много ям разного размера, так что было не подобрать комфортную скорость передвижения. Но
в конце-концов без приключений доехали до озера.
"Один из заливов Сегозера..."
"Ещё один залив Сегозера..."
«Водопад на реке Гормозерка...»
"Река Волома..."
" Унутозеро..."
Как же здесь все изменилось с моей крайней поездки сюда в 2008 году. Легендарного «скребка» больше нет, все выровнено, очень много вырубок, дороги отсыпаны. При подъезде к озеру Пизанец теперь влево уходит дорога, но перспективных стоянок с той стороны нет. Единственная хорошая стоянка на озере та же, что и раньше и была занята молодой парой из Питера, приехавшей на недоприводе. Дорога до этой стоянки показалась им настолько несложной, что они на полном серьезе узнавали у нас о возможности проехать до Вернего и Нижнего Мярат озер! И хотя ребята предлагали нам встать рядом, мы все же решили поехать на Сонго.
Людей в районе Сонго не было и мы, довольно долго покатавшись по всем возможным стоянкам, к восьми вечера, наконец-то, определились с местом стоянки. Под коньячок, а затем и самодельную хреновуху, мы очень неспешно установили лагерь и устроили праздничный ужин в честь начала
отпуска.
После ужина, несмотря на накопившуюся усталость и немалое количество выпитого, мне просто не терпелось еще раз протестировать мотор, но уже на просторах Сонго. И хотя время было уже далеко за полночь, я стащил лодку и мотор к воде, собрал лодку и установил мотор.
Мотор завелся практически с пол-оборота. Дав ему немного прогреться, попытался включить передачу. Мотор дернулся и заглох. Снова завел мотор - вроде работает, но передача не включается. Водномоторного опыта в тот момент у меня не было, поэтому я не очень понимал, что и почему происходит. Через 15 минут безуспешных попыток заставить мотор ехать, решил отложить тест-драйв на утро и отправился спать.
Утром, на удивление, я встал необычайно рано для себя - мне не терпелось разобраться в том, что же произошло с мотором. Это было важно, так как через несколько дней на этом моторе нам с Борисом Борисовичем предстояло сплавляться по нашему маршруту.
К решению вопроса подключились друзья. Сразу же обнаружилось, что просто сорвана шпонка на винте. Как же все оказалось просто! Шпонку мы заменили, но теперь мотор вообще отказался заводиться. Пробовали и так и этак, заменили свечу - не заводится, убедились в том, что топливо поступает - все равно не заводится. Внешне все в порядке, а мотор даже схватывать отказывается. Приняли непростое решение снять, разобрать карбюратор. К этому времени стол с выпивкой и закусками переехал уже к воде, чтобы не надо было бегать вверх по склону к палаткам.
Сняли карбюратор, все промыли, продули, собрали обратно. Все равно не заводится. Снова сняли карбюратор, снова продули, промыли - не заводится. Причем для всех этих манипуляций мы каждый раз снимали мотор с лодки, потом снова ставили, отплывали от берега, до остервенения
дергали шнур, подплывали обратно и так по кругу...
Сколько раз мы вытаскивали мотор, продували трубки, жиклеры, снимали карбюратор я уже и не вспомню. К вечеру у меня стало появляться стойкое ощущение, что мотор нам завести не удастся. Но под действием допинга мы провозились с мотором до самой ночи…
Следующее утро началось с совещания, что же делать с мотором. Наши идеи закончились. Даже под воздействием различных видов допинга ничего в голову не приходило. Дело еще осложнялось тем, до выезда Бориса Борисовича из дома к месту нашей встречи оставалось уже чуть меньше двух суток, а ехать нам получалось не на чем. Вариант спускаться по реке «Бобровая» на веслах, а потом также на веслах подниматься вверх даже не рассматривался.
Несмотря на принятый допинг, я принял решение ехать звонить. Связь была примерно в 30 километрах от нашей стоянки, но других вариантов уже не было. До места где появляется связь доехал без приключений, созвонился с Борей и обрисовал ситуацию. К счастью у Бориса Борисовича появилась идея у кого можно взять мотор. Созвонившись через некоторое время и
получив подтверждение, что мотор Боря нашел, я двинулся в сторону лагеря и опять же без приключений доехал.
Следующий день мы решили посвятить рыбалке, но и в этом потерпели неудачу. Рыба просто отказывалась ловиться на наши приманки. За весь день ни одной поклевки. Думаю, что после всех эмоциональных криков отчаяния и всех тех витиеватых идиоматических выражений, которыми мы наградили мотор, вся рыба просто разбежалась от страха.
Самое смешное было в том, что когда я вернулся домой, и отдал мотор в сервис, то в бочке он сразу же завелся с полоборота, как будто ничего и не было. Потом я еще как-то раз брал его с собой на озеро в Карелии, где он снова начал капризничать. Вообщем, я пришел к выводу, что либо он просто боится воды, кроме воды в бочке, либо у нас с ним психологическая несовместимость, и мы с ним благополучно расстались.
Вечером мы с друзьями устроили прощальный ужин, и рано утром следующего дня я выехал на встречу с Борисом Борисовичем.
"Где-то между Паданами и Сегежей..."
Читать дальше...